Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: японская опера итальянского композитора и выставка редчайших фотографий
10 ФЕВРАЛЯ 2023
8 февраля в рамках фестиваля прозвучала опера Джакомо Пуччини «Мадам Батерфляй». «Если жить не можешь с честью – умри с честью» – такова древняя японская заповедь. Об этом опера итальянского композитора.
Изменю своим правилам и начну разбор спектакля с работы режиссёра-постановщика Михаила Панджавидзе. В своих спектаклях (а их на счету в театре им.Джалиля около десятка – от классических опер до национальных) этот режиссёр умеет найти нетривиальное общее решение, некую изюминку – так, что удивляешься, как его коллегам это не приходило в голову! И всё «работает» на спектакль, на его восприятие публикой. Все постановки Панджавидзе очень красивые. В данном случае интересный визуальный ряд представил художник-постановщик Игорь Гриневич вместе с художником по костюмам Ольгой Резниченко, художником по свету Сергеем Шевченко и автором видеопроекций Павлом Суворовым.
Но чем бы ни удивляли постановщики, «Мадам Батерфляй» без хороших певцов ставить на сцене бессмысленно. И вот почему. Прежде всего, нужна хорошая исполнительница главной партии. Это невероятно сложная партия-роль: необходимо предстать перед публикой 15-тилетней гейшей и вместе с тем вокально быть опытной певицей-артисткой, иметь крепкий голос. Татарскому театру оперы и балета им. Джалиля повезло! В труппе есть такая Чио-Чио-сан. У исполнительницы этой партии Гульноры Гатиной все названные качества есть, и публика ей верит!
В партии американского морского офицера Пинкертона дебютировал на Шаляпинском фестивале молодой тенор из Азербайджана Азер Зада. У него очень красивый, ровный на всём диапазоне голос, замечательная подача звука (он учился в Италии). Молодого тенора из Азербайджана можно отнести к одному из открытий фестиваля! Может быть, актёрски молодому тенору пока не хватает сценического опыта, но это дело наживное. Как всегда уверенно, стабильно выступил в партии Шарплеса баритон Владимир Целебровский («Санктъ-Петербургъ Опера»). Дополнили художественное восприятие спектакля замечательные хор (главный хормейстер Юрий Карпов) и оркестр театра. Не перестаю удивляться, как дирижёр Ренат Салаватов с его довольно «скупой» жестикуляцией имеет такую невероятную власть над всей музыкальной партитурой «Мадам Баттерфляй». И видно, что артистам с маэстро Салаватовым удобно петь.
Отдельно хочу отметить выставку, что разместилась в главном фойе театра. Я не припомню более интересной экспозиции, чем эта (автор – Галия Акчурина). Из фондов казанского музея Горького и Шаляпина были экспонированы редчайшие фотографии Фёдора Ивановича, музеем театра с помощью визуального ряда была воссоздана вся история Шаляпинских фестивалей. Невольно вспоминаются голоса знаменитых артистов (список за 40 лет огромный), что принесли славу этому оперному форуму. И редкий зритель, пришедший на спектакль, в антракте не останавливался хотя бы перед одним из стендов. Видна большая кропотливая работа буквально над каждой фотографией и местом её размещения. Выставка имеет большое просветительское, образовательное значение.
В рамках образовательной программы 9 февраля прошла лекция киноведа Адили Хайбуллиной «Шаляпины в кино» (лекции также транслируются онлайн).
А 10 февраля состоялась еще одна открытая репетиция. Интерес к этому формату у казанских меломанов, среди которых немало молодых людей, оказался невероятным. Репетиция оперы Дж. Верди «Набукко» прошла без театральных костюмов, без грима артистов. Но ее сопровождали настолько интересные, квалифицированные комментарии и ответы на интересующие аудиторию вопросы главного редактора журнала «Музыкальная академия, кандидата искусствоведения Ярослава Тимофеева, что беру на себя смелость сказать: такие открытые репетиции могут быть в чем-то интересней самого спектакля.
Фестиваль с его оперными спектаклями, образовательной и камерной программами с успехом продолжается.
Николай Рыбинский (Москва)
Фоторепортаж: https://vk.com/@kazan_opera-dnevnik-41-go-shalyapinskogo-festivalya-yaponskaya-opera-ita