КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: конкурс красоты времён Ивана Грозного и сольный концерт Алексея Тихомирова

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: конкурс красоты времён Ивана Грозного и сольный концерт Алексея Тихомирова

17 ФЕВРАЛЯ 2023

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: конкурс красоты времён Ивана Грозного и сольный концерт Алексея Тихомирова

Мне представляется, что оперный форум в столице Татарстана в нынешнем виде стал оригинальным, ни на что не похожим событием. Его три главные составляющие –камерно-вокальная, образовательная и, собственно, оперная – дают возможность публике глубоко оценить великое, многогранное дарование Фёдора Ивановича Шаляпина.

16 февраля состоялась открытая репетиция оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» с насыщенными комментариями московского музыковеда Артёма Варгафтика. Определённо, такие мероприятия – ноу-хау Татарского театра оперы и балета. Публика воспринимает такие репетиции с большим интересом.

А теперь о самом спектакле «Царская невеста», что состоялся на следующий вечер… Режиссёр-постановщик Михаил Панджавидзе вместе с художником Гарри Гуммелем и художником по костюмам Ниной Гурло создали невероятно красивый и, с постановочной точки зрения, очень сложный спектакль. Представьте себе, нужно на сцене выстроить Александровскую слободу (действие происходит там) в нескольких ракурсах, поставить терема, избы практически в натуральную величину. Это впечатляет!

Однако что бы ни создавали постановщики на сцене – без артистов спектакля нет. В партии Марфы Собакиной выступила солистка театра имени Джалиля Гульнора Гатина. Это был «её» вечер, и она показала всё, на что способна. Голос, образ были проникновенны, и это не могло не тронуть публику. Запоминающий образ опричника Григория Грязного создал Станислав Трифонов (Большой театра Республики Беларусь). Не все ровно в его вокале, но актёрская харизма перекрывает все недочёты. Нечто похожее можно сказать и о Екатерине Сергеевой (Мариинский театр). Её Любаша была убедительна, но мне показалось, что верхний регистр ее красивого голоса (меццо-сопрано) звучал на предельном «форсаже». Однако Сергеева прекрасная актриса, и ее героиня снискала признание публики.

В очередной раз порадовал Михаил Казаков (Большой театра и Театр им. Джалиля) в партии Василия Собакина. Каждый раз, когда слушаешь этого певца в разных ролях, удивляешься, как он в каждом спектакле меняет не только театральный костюм и грим с париком, но обязательно изменяет подачу звука соответственно образу, а это не каждому дано! На нынешнем Шаляпинском фестивале в партии Ивана Лыкова выступил молодой тенор Большого театра Илья Селиванов, создавший трогательный, нежный образ. Хотелось бы пожелать артисту поработать над нижним регистром голоса, хотя в целом он произвел хорошее впечатление. Очень колоритным был в образе Малюты Скуратова бас Мариинского театра Михаил Колелишвили. Его голос очень подходит роли злодея-опричника Скуратова.

В спектакле приняли участие хор и оркестр театра под управлением маэстро Рената Салаватова. Здесь мне хотелось бы сказать о базовых коллективах – хоре, оркестре, кордебалете. Эти цеха – фундамент каждого оперно-балетного театра, то, что «взращивается» годами. Базовым коллективам Татарского театра оперы и балета давно уже подвластно всё или почти всё, в том числе и такая непростая партитура, как «Царская невеста».

«Заветному звуку внимая» – так назывался третий концерт в рамках параллельной программы 41-го Международного Шаляпинского фестиваля, состоявшийся 18 февраля. Это был сольный концерт заслуженного артиста Татарстана, солиста Московского театра «Геликон-опера» и приглашённого солиста Большого театра Алексея Тихомирова с участием солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой и пианистки Алсу Барышниковой.

Говорят, что в наше время камерные вокальные концерты неактуальны. Наверное, такие суждения существуют, потому что почти не осталось певцов-артистов, умеющих быть интересными в камерном репертуаре – романсах Рахманинова, Мусоргского, Даргомыжского, Свиридова… Но когда их поёт такой артист, как Алексей Тихомиров, то невольно думаешь, что рано ещё списывать с филармонической эстрады камерно-вокальный жанр! Алексей Тихомиров был разнообразен и убедителен, его переходы на проникновенное piano (фирменный прием, «конёк» артиста) заставляли публику Большого концертного зала имени Сайдашева слушать, затаив дыхание. Зрители еще долго не отпускали со сцены Алексея Тихомирова вместе с концертмейстером Алсу Барышниковой. Браво!

41-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина и его параллельная программа продолжаются.

Николай Рыбинский (Москва)

Фоторепортаж: https://vk.com/@kazan_opera-dnevnik-41-go-shalyapinskogo-festivalya-konkurs-krasoty-vrem