КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт и итоги

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт и итоги

01 МАРТА 2023

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт и итоги

Нынешний Шаляпинский фестиваль оказался, как никогда, продолжительным. Он продлился более месяца, завершившись 27 и 28 февраля масштабными гала-концертами.

Идея гала-концертов «Я - Божьей милостью - певец» (режиссёр – Михаил Панджавидзе) – языком музыки рассказать нам историю Шаляпина. Такая дата, как 150-летие со дня рождения великого артиста, конечно, обязывает, но задача была поставлена сложная, непростая для воплощения. Могу уверенно сказать, что организаторы смогли с достоинством справиться с этим вызовом, представив вниманию публики неординарную по концепции и яркую по воплощению программу.

Вечер открыл бас Мариинского театра Владимир Ванеев, который в первом номере вышел на сцену в образе Ф.И.Шаляпина, в его знаменитой шубе, исполнив вместе с хором театра им.М.Джалиля композицию на две русские народные темы. Такая прелюдия сразу настроила публику на «шаляпинский» лад. В концерте доминировали басы (помимо В.Ванеева пели Годердзи Джанелидзе, Михаил Казаков, Андрей Валентий, Михаил Колелишвили), что было совершенно оправданно. В целом программа была логично выстроена – были обозначены почти все знаковые роли Шаляпина.

История великого артиста началась в Казани, где он появился на свет, впитал в себя звуки и ароматы этого города (татарскую народную песню «Аллюки» исполнила Алина Шарипжанова), мальчиком пел в церковном хоре (московский дискант Витя Скоробродов и женский хор театра им. Джалиля представили божественный по красоте номер «Величит моя душа Господа»). Не забыт был и Тифлис, где молодой Шаляпин брал уроки вокала у Дмитрия Андреевича Усатова: в программу был включен романс друга Шаляпина Рахманинова «Не пой красавица при мне, ты песен Грузии печальной», великолепно исполненный Годердзи Джанелидзе.

Первое отделение концерта стало данью русской опере, в которой Фёдор Иванович блистал, а некоторые названия возродил к сценической жизни (как например, оперу «Борис Годунов»). Сцена коронации из «Годунова» завершила программу первого отделения, причем, был исполнен фрагмент спектакля – артисты были в костюмах, при гриме, что только усилило впечатление (в роли царя Бориса – Михаил Казаков). Еще одним ярким акцентом стали «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении хора и балета театра им.Джалиля (компьютерная графика художника Гарри Гуммеля). Весь вечер великолепно сопровождал певцов оркестр Большого театра, ведомый дирижёрами Антоном Гришаниным, Марко Боэми (Италия) и Эйюбом Кулиевым (Азербайджан)

Очень отрадно, что Большой театр не остался в стороне от празднования 150-летия со дня рождения Шаляпина и внёс свой существенный вклад в проведение гала-концертов на родине великого певца. Участвовали, повторюсь, оркестр театра с дирижёром Антоном Гришаниным, а также пять ведущих солистов нашего оперно-балетного флагмана – Анна Аглатова, Агунда Кулаева, Динара Алиева, Эльчин Азизов и Олег Долгов. Сюда же можно причислить и Михаила Казакова, поющего не только на сцене Большого театра, но в театре им. Джалиля. Концерты посетил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Кстати, дружба между двумя театрами давняя и, надеюсь, прочная. Тут можно вспомнить, как ещё в конце 50-х годов Большой театр поставил оперу татарского композитора Назиба Жиганова «Джалиль», где титульную партию пел солист Татарского театра оперы и балета Идеал Ишбуляков. А если перелистать афиши Шаляпинских фестивалей, то славу им приносили в том числе и звёздные солисты Большого театра – Артур Эйзен, Александр Ведерников, Елена Образцова, Тамара Синявская... Однако вернёмся к гала-концерту.

Второе отделение стало музыкальным приношением Шаляпину в части его зарубежного репертуара. Прозвучали и ария из оперы «Мефистофель» Бойто (Андрей Валентий), и куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (Михаил Казаков). Балетом театра была блистательно исполнена сцена «Вальпургиева ночь» из этой же оперы (солисты Кристина Андреева, Вагнер Карвальо и Олег Ивенко). В концерте прозвучали и «вставные» номера, что внесло разнообразие в музыкальный ряд, – это и ария Чио-Чио-сан (Гульнора Гатина), и ария Леоноры из оперы Верди «Сила судьбы» (Динара Алиева), и ария Канио из «Паяцев» в исполнении любимца казанской публики тенора Мариинского театра Ахмеда Агади, и ария Риголетто из одноимённой оперы Верди (Эльчин Азизов). Песенку Эболи из оперы Верди «Дон Карлос» исполнила Агунда Кулаева (Большой театр) вместе с солисткой театра им.М.Джалиля Венерой Протасовой.

Гала-концерт был снят телеканалом «Россия-Культура», он будет показан в эфире, так что следите за программой! История о Шаляпине и про Шаляпина, которую рассказали нам постановщики и артисты, – оказалась очень яркой, динамичной и убедительной. Концерты стали квинтэссенцией всего фестиваля, в котором изначально заложена идея парада певческих голосов.

Подводя итоги, отмечу, что такого яркого и запоминающего оперного форума в Казани я больше не припомню! В спектаклях с успехом выступили более сорока певцов-гастролёров, целая плеяда дирижёров, плюс труппа Мариинского театра по главе с Валерием Гергиевым, которая впервые представила казанской публике оперу Мусоргского «Хованщина», да еще и десант солистов и оркестр Большого театра. Все это – огромные события! Помимо оперных спектаклей, была великолепно организована параллельная программа с тематическими концертами, открытыми репетициями, интересными лекциями о Шаляпине, помогающими узнать больше о великом артисте.

Искренне поздравляю директора театра Рауфаля Мухаметзянова и всю его команду! Интерес к фестивалю не угасает, более того, теперь в залах можно видеть много молодых лиц. Это не может не радовать: значит, искусство классической оперы живо!

Николай Рыбинский (Москва)