КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Золотая Орда»

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Золотая Орда»

19 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Золотая Орда»

В череде спектаклей Нуриевского фестиваля настал долгожданный день эксклюзива казанской сцены – балета «Золотая Орда». Но прежде, чем зрители собрались в театре, произошло еще одно важное событие, вписанное в программу балетного праздника. В Казанском государственном институте культуры состоялся круглый стол, посвященный балетному искусству региона. Участникам круглого стола устроители провели небольшую экскурсию по солидному современному зданию института, показали аудитории, представили импровизированный концерт студентов. На круглом столе собрались балетоведы, педагоги, руководители профильных образовательных учреждений, представители театра имени М. Джалиля, а также журналисты и студенты – все, кто заинтересован в развитии хореографического искусства Татарстана.

В обсуждении насущных вопросов фестивального движения и балетного искусства в широком диапазоне тем приняли участие художественный руководитель татарского балета Владимир Яковлев, ректор КазГИК Роза Ахмадиева, директор Казанского хореографического училища Татьяна Шахнина, театроведы, балетные критики Сергей Коробков (Москва), Александр Максов (Москва), Ольга Угарова (Санкт-Петербург), профессор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Ольга Розанова (Санкт-Петербург), заместитель директора театра им.М.Джалиля Юрий Ларионов и другие. Главный редактор журнала «Казань» Альбина Абсалямова презентовала замечательный выпуск своего журнала, целиком посвященного татарскому балету в различных его ипостасях. Модераторами круглого стола выступили руководитель кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей России Ольга Кораблина (Москва) и завлит ТАГТОиБ им.М.Джалиля Жанна Мельникова. Дискуссия получилась оживленной и содержательной.

***

Громкая премьера балета «Золотая Орда» состоялась в 2013 году. Раскрыть сложными средствами музыкального искусства историю средневекового многонационального государства на территории Евразии – замысел дерзкий, рискованный. На дело отважились автор либретто – народный поэт Татарстана Ренат Харис, композитор Резеда Ахиярова и балетмейстер Георгий Ковтун. Они сотворили масштабный эпико-романтический спектакль, с прологом и эпилогом. Брутальные сцены сменяются лирическими, сюжет последовательно развивают яркие персонажи, предстающие в различных танцевальных формах – дуэтах, монологах, трио… В постановке заняты балетная труппа, мимический ансамбль, оркестр (дирижер Ренат Салаватов) и хор (хормейстер Нурия Джураева) театра имени Мусы Джалиля.

Оформили  этот грандиозный во всех компонентах спектакль художники Андрей Злобин (сценография) и Анна Ипатьева (костюмы), вдохновлявшиеся  древними восточными манускриптами. Здесь нашлось место роскошеству ориентальных орнаментов и блеску живописных холстов. Синергию выразительных средств обусловили впечатляющие анимации (видеопроекции), представляющие скачку испуганного табуна и неумолимо надвигающееся вражье войско.

С первых мгновений зритель попадает в атмосферу истории. Хан-воин Токтамыш  (Максим Поцелуйко) одерживает великие победы и мудро правит страной. Ему помогают соратники – верный полководец Мурза и советник Визирь. Но почему Дух Батыя не находит успокоения? Он знает, что дочери Токтамыша - Джанике и сыну Мурзы – Нурадину, искренне любящим друг друга, увы, не суждено быть вместе. Коварный Визирь тоже очарован Джанике, а кроме того, брак с ней дает возможность этому алчному и властолюбивому человеку породниться с ханом и тем самым приблизиться к трону. Происки коварного злодея вызовут раздор между Токтамышем и Мурзой, разрушат предполагаемый союз детей, и это будет  гибельным для Золотой Орды. Оклеветанный Визирем и обвиненный в измене, Мурза бежит за помощью к правителю соседнего государства. Эмир Тимур (Тамерлан) пользуется предлогом для нападения на Орду. Его черное войско грабит и предает огню цветущую землю. В горниле войны гибнут Джанике и Нурадин.

Если разум спит,

Ненависть кипит –

Бедствие грозит.

Фрагмент хорового текста из балета «Золотая Орда»

В спектакле не было приглашенных артистов, но «свои» и не нуждались в  поддержке гастролеров. Ансамбль казанских артистов сложился замечательный! В партии Духа хана Батыя был опытный Михаил Тимаев. Сам образ этого персонажа – великолепная находка балетмейстера, выразительная драматургическая метафора, и артист вполне реализует замысел постановщика. Дух-Тимаев с трудом тянет арбу – символ времени, груза истории, неотвратимости судьбы. Поначалу его пластика лаконична, «скованна», но постепенно обретает все большую свободу, а с ней и трагическую взволнованность.

Антон Полодюк в образе полководца Мурзы тоже был весьма органичен. Отважный храбрец на поле брани, он считает ниже своего достоинства очиститься от выдвинутых против себя обвинений. Однако сам Мурза поставлен в обстоятельства, вынуждающие его бороться за попранное имя. Обращаясь за помощью к иностранному государю-агрессору, он фактически изменяет Родине. В роли грозного и сурового эмира Самарканда Тимура был убедителен Глеб Кораблев.

Партии Джанике и Нурадина исполнили Аманда Гомес и Олег Ивенко. Оба танцовщика – замечательные, крепкие мастера с  говорящей, полной индивидуальных нюансов пластикой. Дуэт влюбленных «прозвучал» очень естественно и трогательно. Лексика Нурадина, как и других мужских персонажей, изобилует всем привычным набором прыжков, «разножек», партерных вращений и туров, ввинчивающихся в воздух.

Разительно отличается ото всех лексика Визиря. Это – блистательная работа Алессандро Каггеджи. Его визирь подобен черному ворону, грозно раскинувшему свои хищные крылья. Тело танцовщика словно состоит из железных мышц, которые в нужный момент расслабляются для глубоких прогибов. У артиста великолепная координация, позволяющая ломать ось корпуса, чеканить движения и молниеносно играть ракурсами поз. А его актерское мастерство, позволяющее выразить суть характера персонажа,  вообще выше всяких похвал.

Ко всему прочему спектакль –  еще и чистый Голливуд с его броской экзотикой. Отнесем к ним батальные сцены, танцы дворцовых наложниц (солистка Олеся Пичугина) и Павлинов (Алина Штейнберг и Ильнур Гайфуллин).

«Золотая Орда» обращает взгляд зрителя в далекую историю, но при этом звучит очень современно. Спектакль не сходит со сцены уже почти 10 лет, однако принимается публикой так горячо, словно премьерный.

Александр Максов (Москва)