Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: "Лебединое озеро"
16 МАЯ 2023
Вторым спектаклем афиши 36-го Нуриевского фестиваля в Казани стало «Лебединое озеро» – великий балет, мировой символ русского хореографического искусства. Вступительное слово ведущего Сергея Коробкова было потрясающе информативным даже для тех, кто хорошо знает историю создания этого шедевра. На казанской сцене спектакль был поставлен Рафаэлем Саморуковым в 1993 году и возобновлен в 2012 году. Хореография получилась сборной и включила в себя балетмейстерские откровения Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, Контантина Сергеева и даже Юрия Григоровича. Густоты гремучей смеси добавила привезенная вариация Одиллии в исполнении Оксаны Кардаш, сочетавшая микс хореографии Владимира Бурмейстера (первая часть) и Григоровича (вторая часть).
Казанские спектакль оформлен Андреем Злобиным (сценография) и Анной Ипатьевой (костюмы) со всей присущей творческому почерку этих художников перенасыщенностью: живописные холсты, сочетающие реальность с метафорической условностью и абстракцией, аппликации растительных мотивов на жестких планшетах, скульптуры птиц. (Птиц самых разных много – кто-то распростер крылья под потолком, кто-то примостился в укромных уголках кулис). Пестроту падуг, вероятно, можно принять за визуализацию злобных волшебных чар – смури, затуманившей сознание Зигфрида. Труднее объяснить наличие в готическом зале люстр с плафонами из рисовой бумаги.
В спектакле корректно использована видеоанимация. Красавцы-лебеди слетаются на озеро, кружат над ним. Одна из прекрасных птиц – Одетта. При появлении Одетты озеро будто оживает, рябью волнуются его мрачные воды. Так технические выразительные средства дополняют мистическую атмосферу спектакля.
За дирижерский пульт встал Андрей Аниханов. Главный дирижер Волгоградского симфонического оркестра, он уже много раз выступал в Казани. Как опытный дирижер-симфонист, Андрей Анатольевич хорошо знаком и с балетным дирижированием, а потому оркестр звучал сочно и помогал танцовщикам удобными темпами.
Бесспорно, спектакль XIX века – царство женщин. «Лебединый» кордебалет порадовал стройностью линий, отлично исполнили «Танец маленьких лебедей» Анна Альтергот, Диана Андронова, Анна Мельникова и Лана Халимова. Не уступили им и Большие лебеди: Юлия Басалаева, Лана Старкова и Олеся Пичугина.
Театр предъявил публике замечательных солисток па-де-труа – Анастасию Власову и Ману Кувабара, но лично для меня открытием стал их партнер – Салават Булатов. Высокий, длинноногий, с красивыми линиями, танцовщик был галантен по отношению к дамам, легко и высоко прыгал, стремительно накручивал пируэты, завершаемые четкими позами.
Великолепен был Шут Алессандро Каггеджи. Он создал яркий образ весельчака, заводилы праздника. Шут развлекал гостей, наигранно огорчался из-за возвращенного ему девой цветка... Актерство поддерживала зашкаливающая динамика танца, Каггеджи показал все возможные виды вращений на земле и в воздухе – pirouettes в a la second (с отведенной в сторону ногой), в attitude (в летящей позе Меркурия), на высоком passé с опусканием ноги от колена до щиколотки, «блинчики» (вращение вокруг своей оси с подпрыжкой) Вращения то были стремительными, то замедлялись, словно ими двигал невидимый моторчик. Первое «браво!» вечера досталось именно Каггеджи.
Нельзя не сказать об исполнителях характерных танцев. Лучше всего прошел Испанский (Олеся Пичугина, Алина Штейнберг, Глеб Кораблев и Ильнур Зарипов), неплохо «прозвучал» Неаполитанский (Диана Зарипова, Аскар Самигуллин, Дина Андронова и Анна Мельникова), а вот ясновельможным паненкам и панам можно пожелать большой «гонористости» манеры.
Балет – прекрасный способ лаконично, но емко выражать свои чувства. Для зрителя это выглядит красиво, восхищает. Оксана Кардаш – балерина замечательная, умеющая телом передать разные эмоции. Испуганные взмахи крыльев ее Одетты перетекали в кантилену лирического «рассказа» о злоключениях заколдованной принцессы-лебедя. Зато обольстительная Одиллия своими резкими движениями, пронзительным взглядом и демонической улыбкой уверенно подавляла волю Зигфрида. Кардаш владеет техникой безупречно, но ее виртуозность не только броская, она выражается в тщательной отделке движений. Балерина может длить целую ноту, половинку и откликаться на каждую шестнадцатую, а еще – выдерживать «мхатовскую» пластическую паузу. Но от случайности никто не застрахован: балерину, попавшую на склейку линоулемного покрытия сцены, подстерегла досадная помарка в кульминации черного па-де-де.
Иван Михалев обладает завидными данными. Статный, рослый танцовщик с вытянутыми пропорциями тела, красивыми линиями ног, с выпуклым подъемом стоп. Михалев владеет арсеналом мужского танца, но технику не «педалирует». Его Зигфрид хорошо воспитан, наивен, он склоняется перед Одеттой при первой встрече, вызывая доверие девушки, и легко обманывается Одиллией. С чувством глубокого раскаяния прибегает на озеро, чтобы вступить в схватку за любимую с Ротбартом. В этой роли был хорош Ильнур Гайфуллин.
В итоге Добро восторжествовало. Сломанные крылья Ротбарта лишили его чародейства, Принц одержал победу. Финальная поза заключила в объятия Зигфрида и Одетту, устремивших друг на друга взгляд, полный любви и нежности. Спектакль был очень тепло встречен публикой.
Александр Максов (Москва)