КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Дон Кихот»

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Дон Кихот»

25 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Дон Кихот»

«Дон Кихот» – один из любимейших балетов Нуриева – родился в Москве в 1869 году. Незадолго до этого хореограф Мариус Петипа предложил композитору Людвигу Минкусу сочинить музыку к будущему балету, либретто которого он разработал сам на основе романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Минкус и Петипа придерживались строгого чередования пантомимы с классическими и характерными танцами. Вскоре Петипа перенес свой балет в Петербург, и через некоторое время осуществил новую редакцию спектакля. Однако широкое распространение получила версия Александра Горского. Именно она была взята за основу Владимиром Яковлевым, осуществившим свою редакцию на казанской сцене в 2015 году.

Постановщик поставил перед собой четкие цели, о которых сообщил в содержательном буклете: «…Не меняя хореографии классических па де де и вариаций Петипа-Горского, придать большую стройность драматургическому развитию балета». С этой задачей он справился с честью. Появились образ Дульсинеи (Ольга Сапоговская), аутентичное «Фламенко» (Анна Федорова), любопытная мизансцена в картине «Среди мельниц», где страдающая Цыганка (Лада Старкова) в известном, но теперь уже не совсем сольном танце, разрывалась между ненавистным Цыганским бароном и желанным молодым возлюбленным.

Дирижеру Карену Дургаряну из Армении темперамента не занимать. Даже первую часть увертюры, обычно отражающую дыхание ренессансной старины или напоминающую тяжелые вздохи сказочного великана, маэстро трактовал легко и непринужденно.

В заглавной роли выступил Глеб Кораблев. Его герой похож на описание Сервантеса, прежде всего ростом. Исходя из знаменитых гравюр Гюстава Доре или пушкинских строк –

Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой…

– ожидаешь увидеть худощавого и почти немощного странствующего идальго. У Кораблева образ несколько иной – довольно брутальный, крепкого телосложения. Делая шаг с тяжелым мечом в руке, рыцарь даже немного пританцовывает, стараясь сохранить равновесие. Тем не менее, в нем есть и романтическая устремленность, эдакая «сумасшедшинка».

Актерский состав спектакля был подобран на славу. Чудесны неунывающий Санчо Панса (Фаяз Валиахметов), строгий папаша Лоренцо (Денис Исаев), комичный Гамаш (Акжол Мусаханов), яростная Служанка (Аза Апакина).

Танцующие артисты тоже не подкачали. Назовем солистку «Танца с гитарой» Алину Штейнберг, исполнителей «Фанданго» Олесю Пичугину и Ильнура Гайфуллина, Подруг Китри – Нину Семину и Аделию Ялалову, Амура – Ману Кувабару, участниц Grand pas – Дину Андронову и Екатерину Захарову. Думаю здесь самое время адресовать слова глубокой благодарности педагогам, проделавшим огромную работу по качественной подготовке спектаклей: Валентине Прокоповой, Луизе Мухаметгалеевой, Елене Костровой, Диане Багаутдиновой, а также концертмейстерам Наталии Яковлевой, Татьяне Рутковской и Владимиру Иващуку. Плавный ход всех вечеров фестиваля обеспечили режиссеры, безукоризненно ведущие спектакли, – Елена Зиганшина и Татьяна Табеева.

На центральные партии пригласили москвичей. В роли Повелительницы дриад казанцы увидели Анастасию Тетерину. Артистка театра «Кремлевский балет» обаятельна, обладает большим шагом, манерой, и если к хорошему владению пуантами добавит чуть больше изысканности, только выиграет. В Казани впервые выступила замечательная пара из Большого театра – Ольга Марченкова (Уличная танцовщица) и Дмитрий Екатеринин (Эспада). Марченкова обладает прекрасными физическими данными, ее танец широк и отточен. Несмотря на весьма подвижные темпы, она успевает допеть фразу, зафиксировать позу, при этом умело орудует веером. Великолепен и Екатеринин, в руках которого мулета тореадора приобретает образ жаркого пламени. Танцовщик строен, подтянут, гибок, его танец чувствен и страстен. А что еще нужно для балетного победителя корриды и похитителя дамских сердец?

В партиях Китри и Базиля в Казани дебютировали солисты Большого театра России Елизавета Кокорева и Алексей Путинцев. Кокорева недавно возведена в ранг прима-балерины, Путинцев – солист с явной тенденцией к карьерному росту. Для своего Базиля Алексей разработал целую палитру красок. Повеса-цирюльник готов проучить любимую напускным равнодушием и вызвать ее ревность. Для этого он целует подружку Китри сначала в кисть, потом все выше и доходит до оголенного плеча, а видя тщетность своих ухищрений, и вовсе заключает девушку в жаркие объятия. Вот тут-то Китри и заглатывает наживку. Конечно, все это игра, и Базиль-Путинцев не упускает случая, чтобы послать Китри горячий воздушный поцелуй даже на другой конец сцены. А в эпизоде мнимого самоубийства, Базиль чуть не ожил раньше времени, сломав собственную интригу: объятый желанием, он на мгновение заключил Китри в жаркие объятия. Танец артиста тоже полон страсти. Путинцев обрушивает на зрителя каскад сложных вращений на земле и в воздухе, взлетает в высоких и динамичных прыжках, как будто выстреливая телом.

Китри в исполнении Кокоревой – шаловливая девчонка. Поразительно, какой запас технической прочности у этой миниатюрной балерины! Ее танец сочетает изящество и смелость, отточенность формы и безупречную технику. Два танцовщика создают гармоничный дуэт, тем более досадно, что фестивальная сцена подстерегла их парочкой странных киксов. После первой блистательной «рыбки» с двойной подкруткой балерины в воздухе, вторая была несколько «стушевана». Китри-Дульсинея задала дирижеру столь бравурный темп окончания вариации, что захлестнувшая эйфория праздничных эмоций едва не обернулась утратой балериной контроля тела. Впрочем, это только добавило шарма прекрасной артистке. И Елизавета, и Алексей танцевали с полной самоотдачей и действительно создали ощущение праздника.

«Дон Кихот» стал завершающим спектаклем 36-го Нуриевского фестиваля в исполнении казанской труппы. Впереди «Анна Каренина» Большого театра Беларуси и большой гала-концерт звезд.

Александр Максов, балетный критик (Москва)