КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

22 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анюта»

Программу XXXVI Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева 19 мая продолжила «Анюта» на музыку В.Гаврилина в постановке В.Васильева.

У балета «Анюта» необычная история. Сначала на телевизионные экраны в 1982 году вышел одноименный фильм. В 1986 году состоялась премьера сценической версии, причем балет увидел свет рампы в неаполитанском театре Сан-Карло и только потом вошел в репертуар Большого театра. Либретто по рассказу Чехова «Анна на шее» было написано Александром Белинским в соавторстве с будущим постановщиком балета Владимиром Васильевым. Музыкальной тканью послужили сочинения композитора Валерия Гаврилина. Сам композитор балетное искусство не жаловал, но в дальнейшем, увидев спектакль, свое мнение изменил. Партитура балета составлена из его сочинений разных лет. За 37 лет, прошедших с момента премьеры, балет «Анюта» буквально стал культовым и завоевал многие сценические площадки России.

Спектакль переносит зрителей в русскую провинцию – небольшой городок с маковками церквей, то освещенных осенним солнцем, то заснеженных... Мы оказываемся и в среде чиновников, и в претендующих на пышность бальных залах дворянского собрания, и в квартире коллежского асессора Модеста Алексеевича, мечтающего об орденском отличии и карьере. Весьма тщеславный, он и жену выбрал себе не по годам – и в итоге получил желаемое. Веселыми похождениями Анюты не смущался и даже был горд тем, что за его молодой красавицей-супругой увиваются все – от офицериков (Иван Ануфриев и Наиль Салеев) до Его сиятельства. Именно этот распад личности вызывает живую, даже пронзительную зрительскую реакцию. Да и благодаря актерскому составу скучать на спектакле не пришлось. Исполнить главные партии балета пригласили плеяду солистов Большого театра – ведущую солистку Марию Виноградову и сразу трех премьеров – Игоря ЦвиркоДениса Савина и Владислава Лантратова.

Петр Леонтьевич в исполнении Савина – еще достаточно молодой мужчина, которого, увы, сломила безвременная потеря супруги. Под ударами судьбы вдовец скатывается вниз, до полного обнищания. Савин – умный актер, не копирующий самых именитых и ярких предшественников. Он рисует образ типичного русского интеллигента, способного отдать последние деньги престарелой больной уличной плясунье, при этом не позволяя ей благодарно облобызать щедрую руку. С чувством отцовской гордости Петр Леонтьевич любуется красавицей-дочкой, гордится ею. Для него выгодный брак Анюты – надежда поправить состояние, а там, авось, и «стерпится-слюбится». Самому Петру Леонтьичу скорее пристало думать о новой жене, коли он так азартно приплясывает с молоденькой девицей на балу. Увы, на его шее двое маленьких детей (Петя и Андрюша – учащиеся Казанского хореографического училища Виктория Томсон и Аниса Хуснутдинова), и душевных сил начинать новую семейную жизнь не осталось. Одиночество и пустоту он топит на дне рюмки.Не меньшим количеством точных психологических нюансов наделил своего Модеста Алексеевича Игорь Цвирко. Образ получился столь же живой, сколь и отталкивающий. Дрожащей рукой протягивает Модест жене банкноту, чтобы в конце концов так ее и не отдать – передумал. Но меховое боа всё же в подарок жене купил и не мог дождаться момента, чтобы достойно вручить: пришлось шаловливо щекотать и будить спящую Анну. Как жалок этот человек во всех своих проявлениях! Казалось, в нем проснулось мужское начало: «молодожен» воровски подглядывает в щелочку ширмы за раздевающейся женой, но на брачном ложе засыпает, так и не завершив крестного знамения. Тут уж не до эротики первой ночи!

Подобно хамелеону, Модест Алексеевич-Цвирко меняется от сцены к сцене. Он знает, перед кем надо заискивать, а с кем можно быть беспардонно грубым. У этого начальника подчиненным ох как не сладко! Зато в присутствии Его сиятельства Модест Алексеевич словно в два раза уменьшается в росте – так низко склоняется, так тупит взгляд, так подобострастно смотрит, жадно ловя знаки одобрения своего начальника. Модест недовольно грозит пальцем Анюте, флиртующей с кем-то не по чину, зато на ухаживания Его сиятельства – прямо-таки благословляет, подталкивая жену в чужие объятия! Это оскорблением отзывается в душе Анны Петровны. В отместку она готова пуститься во все тяжкие. Впрочем, больше, чем моральный облик своей второй половины, Модеста волнует сохранность ее платья. С подола жены, возвратившейся из многозначительного уединения с другим, важным, мужчиной, Модест заботливо смахивает волосок.

Мария Виноградова разделила роль на две эмоциональные сферы. В первом отделении ее Анюта – довольно замкнутая женщина, только что потерявшая мать. Кажется, горе разучило ее улыбаться, опустошило... Любила ли она Студента так же, как любил ее юноша? Владислав Лантратов в роли Студента предстал пылким романтиком и прекрасным партнером. (Отметим, что у Чехова в рассказе этого персонажа нет, он был введен в балет либреттистом и постановщиком по требованию драматургии жанра. Это придало глубины истории Анюты). Виноградова, балерина с великолепными физическими данными и техникой, в руках Лантратова прекрасно вращалась, взмывала ввысь идеальной «свечкой». Но на сей раз акценты были смещены, оставив вопрос о глубине ответного чувства Анюты. Подлинно ли оно, или это лишь попытка заполнить духовную пустоту? Закрадывалось сомнение: может быть, и хорошо для Студента, что их союз не состоялся – внутренняя холодность возлюбленной могла бы обернуться будущей драмой для любящего сердца... Похоже, только пройдя ряд испытаний, героиня поняла, ЧТО она потеряла: дуэт Анюты и Студента второго действия был наполнен искренней нежностью.

Во второй части балета улыбка озарила лицо Анюты-Виноградовой. Она предстала женщиной, способной кружить головы и пьянеть от ухаживаний поклонников.

В роли Его сиятельства был безупречен Артем Белов – величественный, надменный, как и положено какому-нибудь статскому советнику. А вот Артынову Антона Полодюка не помешало бы добавить чуть большей авантажности. Конечно, провинциальный богатей мог быть любым, но балетный зритель привык видеть в образе Артынова вальяжного купчика, разгульного кутилу, красавца-сердцееда, способного швырять деньгами за любую прихоть. Артынов в балете – это такой же сословный архетип, как русский интеллигент Петр Леонтьевич, мелкий служака казенного департамента Модест Алексеевич или самодовольный вельможа Его сиятельство.

Дирижировал спектаклем опытный Ренат Салаватов. Вместе с балетмейстером и артистами двух театров маэстро нашел в мелодичной партитуре материал, необходимый для воплощения чеховского рассказа в жанровой балетной акварели – трогательной и поучительной.

Александр Максов (Москва)