Свыше двадцати лет Венера Гареевна Шарипова являлась одной из ведущих солисток Татарского оперного театра им.М.Джалиля. Популярность певицы, обладательницы ярко выраженной твор¬ческой индивидуальности и природного обаяния, возникла с первых шагов сце¬нической деятельности. За время работы в театре ею спеты многие партии лирико-колоратурного сопрано в произведениях классического русского, зарубежного, советского оперного театра, в произведениях татарских композиторов. Счастливое соединение природных качеств и постоянно совершенствуемо¬го мастерства позволили певице создать образы, волнующие зрителя, вызывающие сердечную заинтересованность, жи¬вой отклик.
Начало артистического пути Венеры Шариповой сов¬пало с периодом активного развития татарской музы¬кальной культуры. Шарипова приехала в Казань в 1950-м году, закончив вокальное отделение Московской консерватории им.П.И.Чайковского. Природные данные молодой певицы позволили ей вскоре занять положение ведущей солистки Татарского государственного оперного театра, вступившего во второе десятилетие своего существо¬вания. Обладая прекрасным, ровным и мягко звучащим голосом, молодая певица за короткий период овладела труд¬нейшими партиями оперного репертуара. Важными вехами творческого пути Венеры Шариповой стали партии Татьяны и Иоланты в операх П.Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта», Маргариты («Фауст» Ш.Гуно), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини) и др. Сценическая деятельность Венеры Шариповой до¬стойно увенчалась исполнением таких значительных партий мирового оперного репертуара, как Леонора и Виолетта в операх Дж. Верди «Труба¬дур» и «Травиата». Высокое вокальное мастерство, не-обходимое для исполнения этих партий, соединялось со зрелостью сценического, актерского воплощения. Это была достойная зрелого мастера вершина пути.
Творческая манера Шариповой привлекала органичностью, отсутствием схематизма и «заданности», снижающей подчас силу воздействия работ даже опытных мастеров сцены. В ее исполнении строгий режиссерский замысел обретал неожиданные оттенки, импровизацию. Интуитивность решений — одно из ка¬честв, окрасивших артистический облик Венеры Шариповой особым, неуловимым обаянием. С этой певицей было интересно рабо¬тать, репетиционный процесс был неизменно
насыщен эле¬ментами творчества. Режиссеры, постановщики, това¬рищи по сцене часто с удивлением и благоговением наблюдали, как из знакомого облика Венеры Шари¬повой рождается что-то «совсем другое».
Певица и актриса - в артистическом облике Шариповой эти компоненты обогащали друг друга. Лишь кропотливый профессиональный анализ мог помочь опреде¬лить (да и то не во всех случаях), какой дозировкой «сценического» и «вокального» достигалось впечатле¬ние органичности, непринужденности, достоверности вокально-сценического образа. По словам самой певи¬цы, она прошла хорошую школу и продолжала учить¬ся всю жизнь.
Овладение высокими образцами классического опер¬ного искусства не могло не оказать влияния на работу Венеры Шариповой в области национального оперного репертуара. В воплощении образов татарских женщин Шарипова оставалась верна классической оперной стилистике. Она не искала резко характерного ни во внешнем облике, ни в звуковых красках создаваемых ею обра¬зов Сарвар, Алтынчеч и других героинь национальных опер и оперетт. Чувство меры, высокие профессио¬нальные оперные традиции, усвоенные ею, позволяли органично вписывать национальные интонации в классический оперный стиль.
Совершенствованию националь¬ного исполнительского стиля способствовала обширная концертная деятельность Шариповой. В ее репертуаре неизменно присутствовали народные татар¬ские песни (так же как и творчество других народов). Исполнение ею знаменитой «Тафтиляу», «Кошлар кебек» и многих других народных протяжных и шуточ-ных песен, произведений Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, Мансура Музафарова и других татарских ком¬позиторов приобрело широкую популярность.
Большая и значительная деятельность Венеры Ша¬риповой была неоднократно отмечена правительствен¬ными наградами и присуждением почетных званий.
По материалам очерка О. Егоровой в сб. «Народные артисты» (под ред. И.Иляловой, Г.Кантора)
|