КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Раинбаков Саид Садыкович

Народный артист РТ (1996).

Биография
Фотографии

С.Раинбакову его бывший коллега по сцене Э.Трескин дает следующую характеристику: «Уникальный по красоте и наполненности голос. Его голос напоминает расплавленный металл, рвущийся из домны наружу. Замечательный спортсмен, в свое время весь театр подражал ему в увлечении запретным тогда видом единоборства – каратэ».  

         Они часто пересекались в одних и тех же спектаклях (например, в «Севильском цирюльнике», «Травиате», «Царской невесте», «Кармен», «Пиковой даме», «Фаусте» и др.), и кому, как не профессионалу оценить достоинства партнера.

         С.Раинбаков, студент Казанского музыкального училища, появился в Татарском театре оперы и балета в феврале 1975 года и был зачислен артистом миманса. Через год он уже солист оперы и студент Казанской государственной консерватории.

         Звездный путь многих артистов оперы Татарского театра оперы и балета начинается с приезда в театр в конце 1975 года Н.К.Даутова в качестве главного режиссера. Он собрал вокруг себя славную плеяду молодых певцов, многие из которых были выпускниками Казанской консерватории. Опытный режиссер и педагог, в прошлом популярнейший певец, Н.К.Даутов «строил» свой театр. «О театре Даутова можно вспоминать как о замечательном актерском театре, где все актеры были открыты и воспитаны самим режиссером. В то время в театр приходит много талантливой молодежи, и Н.Даутов много сил отдает ей, не надеясь на быстрый успех, скорее работая на будущее, ведь известно, что голос оперного певца формируется годами, а воспитание сценой – еще более длительный процесс» (Г.М.Кантор. «Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля, 1994, с.69-70).

         Одним из «открытий» Даутова был новоиспеченный студент консерватории С.Раинбаков, которому предстоял еще долгий путь к заветному вузовскому диплому, но его «школа» уже началась сейчас, на сценической площадке.

         …На сложнейшую драматическую роль Джигангира в новой татарской опере композитора Р.Губайдуллина, над которой театр работал с авторами давно, требуется опытный актёр. И вот опера, названная именем главного героя, готова. Партия басовая, роль – ведущая, петь надо на татарском языке. Кроме С.Раинбакова, ни одного татарского баса в этот момент в труппе не было. Единственным исполнителем партии Джигангира назначается С.Раинбаков. В его пользу говорил его голос, бас, какого до сей поры в театре еще не было. Премьера состоялась 23, 25 февраля 1976 года. Это была победа. Она окрылила молодого артиста. В 1978 году, приняв участие во Всероссийском конкурсе советской песни в Сочи, он привозит диплом лауреата. 1980 год – участие в проведении Дней литературы и искусства Татарстана в Каракалпакии, а в 1981 году за участие в проведении Дней культуры Татарстана в Москве С.Раинбаков награждается почетной грамотой.

         Активно занимаясь концертной деятельностью, С.Раинбаков тем не менее остается оперным артистом. Представляя певца на звание народного артиста Татарстана, руководство театра характеризует его следующим образом: «Раинбаков Саид Садыкович является одним из ведущих национальных певцов оперного театра». Да, это так. На протяжении двадцати лет ни одна постановка татарского оперного репертуара не обходилась без Раинбакова. Независимо от того, главные это были роли или второстепенные, - всегда яркие, колоритные, достоверно-убедительные. Особо развернуться талантливому актеру здесь было не на чем: басовые партии писались на возрастных персонажей – Бураш в «Алтынчеч» Н.Жиганова, Фахри в «Черноликих» Б.Мулюкова, Таймас и Профессор в «Самате» Х.Валиуллина, Журавлев в «Джалиле» Н.Жиганова и т.д. Но две роли стоит упомянуть: Зия Гафуров в «Башмачках» Дж.Файзи (1980 и 1986 гг.) – персонаж комический, и Тимерхан в рок-опере «Крик кукушки» Р.Калимуллина – характер, решенный на контрастах. Зия Гафуров С.Раинбакова был замечен и оценен московской критикой на гастролях 1986 года.

         Судя по рисункам ролей, которые талантливый актер создавал на сцене, как он изобретательно, самобытно подходил к гриму, костюму, был раскован и органичен, явствовало, что сцену он любил, игра доставляла ему удовольствие, особенно удавались ему те роли, где надо было показать удаль, кураж или подчеркнуть комические стороны персонажа.  Например, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини в постановке Н.Даутова или Варлаам в «Борисе Годунове» Мусоргского, Малюта Скуратов в «Царской невесте» Римского-Корсакова.  В роли Малюты Скуратова равных Саиду Раинбакову не было по колоритности этой зловещей фигуры царского сатрапа и достоверности психологического рисунка роли.

         В «Летучем голландце» Р.Вагнера С.Раинбаков спел партию Даланда. В музыке Вагнера отражены разные пласты характера этого «морского волка» - он и суровый моряк, и нежно любящий отец, и прижимистый хозяин, когда речь идет о богатстве. В этой самой романтической опере Р.Вагнера С.Раинбаков красотой и силой своего неповторимого голоса сумел показать себя настоящим вагнеровским певцом.

Рамзия Такташ