КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Михайлова Елена Александровна

Народная артистка РТ (1993).  

В течение четырнадцати лет одной из ведущих солисток драматического плана была Е.Михайлова, оставившая яркий след в памяти казанских любителей оперы благодаря своему незаурядному таланту. Обаяние певицы заключалось прежде всего в ее необыкновенном голосе большого диапазона и чарующей красоты. Выразительная внешность – черноокая, с роскошными волосами, статная красавица как нельзя более подходила к исполнению ролей романтических оперных героинь. Однако Е.Михайлова для своего дебюта предложила оперу «Кармен». Проучившись два года в классе знаменитой Ирины Архиповой, очевидно, готовилась как меццо-сопрановая певица. Для роли Кармен певица в театре была необходима, выбору Михайловой не противились, дебют состоялся, но назвать его впечатляющим было нельзя. Не принесла актрисе удачи и роль Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова). Явно, трагические роли были не ее амплуа, не хватило ни мощи в голосе, ни актерского мастерства.

         По-настоящему раскрылось дарование певицы в лирических сценах П.И.Чайковского - «Евгении Онегине». Забегая вперед надо сказать, что в партии Татьяны Е.Михайлова блистательно выступила также в США, в г. Портленд (штат Орегон), куда для участия в постановке этой оперы на языке оригинала она выезжала с замечательными партнерами из своего же театра: Н.Путилиным (Онегин), Г.Ластовкой (Ольга).

         В жизни Елена Михайлова была своеобразным человеком, довольно  закрытым, на сцене же она раскрывалась, как бутон цветка навстречу солнцу, все чувства героини обнажались предельно: любовь и ревность, страдания и сострадание…

         Судя по репертуарному списку певицы, предпочтение отдавала она психологической драме, ей были близки героини Чайковского (Лиза, Татьяна, Иоланта), веристские оперы («Богема», «Тоска» Пуччини), близка тема одиночества, предельно обнаженно звучащая в музыке этих сочинений. Разве не одинока Лиза («Пиковая дама») в окружении блестящего общества, толпы подруг, обожающего ее жениха? Не понятая никем Татьяна Ларина, отгороженная от мира полной слепотой Иоланта? И не потому ли потянулась к Демону Тамара – притяжение двух одиночеств было неизбежно. Красивый, сильный голос Е.Михайловой накрывал зрительный зал горячей волной неутолимой жажды любви и находил столь же горячий отклик.

         Лучшие роли Е.Михайловой на оперной сцене – Лиза («Пиковая дама» Чайковского), Тоска («Тоска» Пуччини), Сента («Летучий голландец» Вагнера). Роль экспансивной итальянки, певицы Флории Тоски, была близка Михайловой, ее армянские корни и южный темперамент были подспорьем в работе над ролью. В «Тоске» певица успешно выступила в спектакле в Каракасе (Венесуэла), в Буэнос-Айресе (Аргентина) дважды спела Иоланту, на гастролях в Германии – Сенту.

         Профессор Казанской консерватории, пристально следивший за этапами развития театра,  ростом его молодых кадров, Г.М.Кантор писал после премьеры «Летучего голландца» (1991 г.): «Безусловным достижением Е.Михайловой явилась Сента. Ее проникновение в этот чарующий романтический образ с трагически-щемящей судьбой увлекает зрителя, голос ее богат обертонами, тонкими оттенками чувств. Может быть, она уж слишком покорна судьбе? Красивейшие пласты вагнеровской музыки (баллада Сенты, ее дуэт с Голландцем) стихийно захватывают публику…». Похвал театральной критики удостоилась также Амнерис Е.Михайловой в «Аиде» Верди.

         Партнерами Е.Михайловой в спектаклях и концертах Шаляпинского фестиваля были именитые гастролеры: И.Архипова, Ю.Марусин, В.Пьявко. Е.Михайлова часто встречалась с Клубом любителей оперы, много лет существующим при театре, никогда не отказывалась принимать участие в шефских концертах. Популярность певицы у казанской публики была безусловной.

Рамзия Такташ