КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Ластовка Галина Трофимовна

Народная артистка ТАССР, Республики Марий Эл (1987, 1994), заслуженная артистка РФ (1998). 

…В Клубе любителей оперы, основанном в 1986 году при театре оперы и балета  им.М.Джалиля, произошло знаменательное событие: в сезоне 1987/88 г. был учрежден Приз зрительских симпатий. Вручался он официально, принародно особо отличившимся исполнителям. Г.Ластовка была единственной певицей, которая удостоилась этого Приза дважды: за партию Леля в спектакле «Снегурочка» и за концертную деятельность. Галина Трофимовна дружит с Клубом любителей оперы более двадцати лет, и, высоко ценя мнение Клуба, передает клубную эстафету в руки своего талантливого ученика Михаила Казакова. Так создается связь поколений.

         Галина Ластовка приехала в Казань из соседней Марийской республики, где в музыкальном училище г.Йошкар-Олы она успешно закончила сразу два отделения: дирижерско-хоровое и вокальное. Случай нередкий в биографии певца, но для Ластовки особенно значительный. Навыки самостоятельной работы с партитурой, слышание сложной многоголосной ткани, хорошее владение фортепиано, знание широкого круга музыкальной литературы – все это помогло молодой певице выработать те творческие принципы, которые сформировали ее неповторимую индивидуальность.

         Большая роль в становлении Г.Ластовки как певицы принадлежит ее первому педагогу, заслуженному деятелю искусств Республики Марий Эл Олейниковой Фаине Ивановне. Консерваторию Г.Ластовка заканчивает в классе Светланы Назибовны Жигановой. Но стремление к совершенству всегда было и остается отличительной чертой беспокойной натуры Ластовки: в 1980-82 гг. она проходит мастер-классы у и.о. профессора Казанской консерватории Валентины Андреевны Лазько.

         В театр оперы и балета по приглашению главного режиссера Н.К.Даутова Г.Ластовка приходит уже как зрелый музыкант, опытный концертный исполнитель. Но оперная сцена – это нечто другое. Требовательная к себе, певица не торопит время, начинает с небольших партий: Федор в «Борисе Годунове» Мусоргского, Зибель в «Фаусте» Гуно, Полина и Миловзор в «Пиковой даме» Чайковского…

         Начав с «юношеских» партий, певица долго не позволяла себе выйти на сцену в «коронных» меццо-сопрановых партиях, долго откладывала свой дебют в «Кармен», с особой тщательностью готовила Любашу в «Царской невесте», Маддалену в «Риголетто».

         А параллельно с оперой Ластовка работала с особым вниманием и скурпулезностью над камерным репертуаром. Он  у нее всегда был одним из богатейших. Певицу и здесь привлекают сложные и серьезные произведения Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта. С удовольствием Галина Ластовка включает в свои концерты народные песни: русские, марийские, татарские. Высокий профессионализм сказывается и здесь, ведь все эти произведения певица исполняет на языке оригинала.

         «Вхождение» в оперный репертуар идет по нарастающей – Ольга в «Евгении Онегине», Княгиня в «Русалке», Сузуки в «Чио-Чио-сан», Кончаковна в «Князе Игоре», Маддалена в «Риголетто»…

         Вскоре выступления Ластовки в ведущих партиях на премьерах театра становятся нормой. Певица обладает ровным во всех регистрах благородного тембра меццо-сопрано полного диапазона, отлично владеет вокальной техникой, что позволяет ей исполнять сложнейшие сочинения на высоком профессиональном уровне. После дебюта Г.Ластовки в роли Любаши в «Царской невесте» появляются весьма лестные отзывы в прессе: «Воистину великолепна Г.Ластовка (Любаша). Она – жертва, но жертва борющаяся. У певицы на высоте и интонация, и дикция, а ведь осмысленная подача слова, выразительная фразировка – чрезвычайно важные условия успеха такой оперы, как «Царская невеста» («Музыкальная жизнь», Е.Хадеева). А это – из откликов зарубежных рецензентов на гастроли театра со спектаклем «Борис Годунов»: «Польский акт был украшен благородным сопрано Галины Ластовки» («Троу», Голландия, 30.11.95); «Здесь только две большие женские партии: хозяйка корчмы и  дочь польского воеводы Марина – впечатляющее меццо Галина Ластовка. Солистка, имя которой здесь пока ничего не говорит, продемонстрировала высочайшее оперное искусство» («Брабантс Нойблад», Голландия, 27.09.94).

         Триумфальный успех принесли Г.Ластовке партии Кармен, Графини («Пиковая дама»), Тугзак («Алтынчеч» Н.Жиганова), которую она блестяще исполняла на татарском языке. Если к названным партиям добавить Ангела в «Демоне» Рубинштейна, Мэри в «Летучем голландце» Вагнера, Эмилию в «Отелло» Верди и др., сделанные столь же безупречно, список все равно будет неполным.

         Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина 1992 года ознаменовался исполнением впервые в Казани «Мессии» Генделя совместно с хоровым коллективом из г.Сиэтла под управлением маэстро Браена Давенпорта. Партию меццо-сопрано пела Г.Ластовка. Позже весь этот коллектив принял участие в исполнении «Мессии» в г.Сиэтле (штат Вашингтон, США). Еще раз Ластовка выезжала в США со своими партнерами по театру Путилиным, Михайловой (г.Портленд, штат Орегон), на этот раз на постановку оперы «Евгений Онегин» на русском языке, где пела Ольгу.

         Поездки за рубеж становятся регулярными: ФРГ – концертная программа (1990), «Летучий голландец» - Мэри (1992); Турция – «Кармен» (1991), Голландия – «Риголетто» (Маддалена), «Борис Годунов» (Марина) – оба в 1994 г., концертная программа – Австрия (1995) и т.д.

         Выступления в спектаклях Шаляпинского фестиваля для любого исполнителя – испытание и огромная ответственность: ведь публика приходит на «звезд». Чтобы соответствовать статусу звезды, необходимо постоянно быть в хорошей форме и быть готовым к любым сюрпризам. Партнерами Ластовки на этих фестивалях часто бывают зарубежные артисты и почти всегда  - известные певцы из Большого театра, Мариинского, нередко за пультом стоят не свои дирижеры. Ластовка для любого гастролера надежный партнер, ибо она в тонусе всегда. В «Пиковой даме» Ластовка была Полиной в спектаклях, где пели Ирина Архипова, Юрий Марусин, в «Князе Игоре» и «Фаусте» с Булатом Минжилкиевым, за дирижерским пультом стояли в разное время Александр Вилюманис и Игорь Головчин, Фуат Мансуров… Фестивальная пресса всегда, наряду со звездами единодушно отмечала высокий профессионализм Г.Ластовки. Семен Гурарий писал, что, если Шаляпинский фестиваль для наших певцов – школа, то думается, для гастролеров общение с нашими солистами тоже своего рода школа («Вечерняя Казань», 9 февраля 1988).

         Поистине драгоценна концертная деятельность Ластовки. В репертуар певицы входят лучшие образцы мировой камерной литературы – от сложнейших технически сочинений Баха, Генделя, Перголези, Рахманинова, Даргомыжского, Чайковского, Шапорина, Свиридова до народных песен (это и русские, и марийские, и татарские). В «Дни музыки Вагнера», которые проходили в декабре 1991 года в Татарском театре оперы и балета, на одном из концертов Г.Ластовка познакомила публику с фрагментами цикла Р.Вагнера «Пять стихотворений Матильды Везендонк». С концертными программами она побывала в разных уголках России, «от Москвы до самых до окраин», часто выступает с концертами в родной Республике Марий Эл.

         Г.Ластовка рано начала педагогическую деятельность в Казанской консерватории. Один из лучших ее учеников Михаил Казаков за короткий срок завоевал титул мировой звезды. После победы М.Казакова во II пекинском конкурсе оперных певцов Галине Трофимовне было вручено благодарственное письмо Президента РТ Минтимера Шаймиева, в котором есть такие строки: «Примите слова искренней признательности за Вашу многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность. Умение учителя распознать и вырастить настоящий талант сродни тонкой работе ювелира, который занимается огранкой алмаза – сохраняя природную красоту камня, мастер придает ему новое сияние и восхитительный блеск. Так, благодаря вам, выдающейся певице и прекрасному педагогу, расцвел и получил всемирное признание удивительный творческий дар Михаила Казакова».

         Каждый раз выпускные концерты класса сольного пения профессора Г.Т.Ластовки в Казанской консерватории являют собой триумфальное шествие молодых звезд, зажженных рукой мастера.

Рамзия Такташ