Хисматуллина Зулейха Гатаулловна
Заслуженная артистка Татарской АССР. Заслуженная артистка РСФСР (1966), народная артистка РТ (1992).
Биография
Фотографии
Зулейха Гатаулловна Хисматуллина родилась 22 ноября 1922 года в Казани. Песня, музыка и театр в жизнь девочки вошли очень рано. Дома любили народную песню, родители девочки были большими поклонниками домашнего музицирования. Брат матери Галимджан работал в Татарском государственном академическом театре. На спектакли театра с дядей приходила и Зулейха. Приходила намного раньше публики и наблюдала, как артисты готовятся к представлению. Потом, забыв обо всем на свете, сидела в зале. Способная девочка быстро запоминала песни и сложные арии музыкальных драм и довольно точно пела их сама.
Начальное музыкальное образование Зулейха получила в казанской детской музыкальной школе №1. В возрасте 16 лет Хисматуллина начала петь в вокальном ансамбле радиокомитета. По совету композитора Джаудата Файзи, который был тогда музыкальным редактором на радио, в 1940 году она поступила в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории (класс З.Р.Артемьевой-Леонтьевской). С началом Великой Отечественной войны вернулась в Казань и в 1942-1945 годах обучалась пению в Казанском музыкальном училище (класс Е.В.Кузьминой, Е.Г.Ковельковой, В.А.Рожковской).
На оперной сцене Хисматуллина дебютировала в победном 1945 году в опере Н.Жиганова «Алтынчеч» (партия Каракаш). Музыкальная критика уже тогда обратила внимание на необыкновенную свежесть и притягательность голоса певицы. В этом же году Хисматуллина поступила в только что открывшуюся Казанскую государственную консерваторию (класс В.А.Рожковской, и.о. профессора К.Е.Цветова), которую успешно окончила в 1950 году.
С 1945 по 1976 год Зулейха Хисматуллина – солистка Татарского государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля. На оперной сцене певица создала более 40 ярких, запоминающихся образов, среди которых Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, Татьяна в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Земфира в «Алеко» С.Рахманинова, Аида в одноименной опере Дж.Верди… Красота наполненного звучания, поистине инструментальная гибкость, редкая сила и в то же время мягкость голоса позволяли З.Хисматуллиной воплощать партии самого различного характера.
«Если обобщить созданные Зулейхой Хисматуллиной образы, приходишь к мысли, что главное в них - это волевое начало, - считает музыковед З.Хайруллина. - Все ее героини борются за справедливость, остаются верными долгу и честными. В самые критические минуты они без колебаний предпочитают измене смерть. Они зовут людей беречь самое святое - любовь. Им присуща свойственная женщинам гордость. Разны их нравы, привычки, воспитание и натура. И артистка всегда находит нужные средства выражения».
«Прежде всего, надо раскрыть музыкальное содержание образа, - рассказывала Зулейха Хисматуллина о своем кредо в профессии. – А для этого нужно найти правильную интонацию. Песня должна звучать естественно и искренне. На сцене все должно быть просто, без потуг. И жить в музыке! Я всегда требую от себя этого… Даже при хорошем приеме слушателей я после спектакля частенько остаюсь недовольной. Игрой, пением... Все думаю, ищу. В каждый спектакль стараюсь внести что-то новое. Все это, конечно, делается с учетом указаний режиссера...»
Еще одну особенность дарования певицы отмечает З.Хайруллина: «Зулейха Хисматуллина умеет преподнести своих героинь так, что они волнуют сегодняшнего слушателя. Для этого иметь только красивый, сильный голос и хорошо чувствовать музыку недостаточно. Надо еще уметь выражать свои чувства движением, нужна простота и естественность жестов, словом - знание жизни. Слушая Зулейху Хисматуллину, совсем не думаешь о сложностях исполнения. Ощущение такое, что песня вот-вот родилась и несется, как утренний ветерок. Музыка, словно парящая птица, плывет естественно и плавно. А движения певицы подчинены музыке».
«Безупречный вокал, глубокая эмоциональность, неброский, чуждый внешнего эффекта, но всегда идущий от музыкального образа, сценический рисунок роли позволяют говорить о З.Хисматуллиной, как о зрелом художнике и большом мастере», - писал о певице В.Добронравов.
Ряд композиторов Татарстана посвятили Зулейхе Хисматуллиной свои работы. Главные партии из опер «Намус» и «Тюляк» Н.Жиганова, «Самат» и «На берегу Демы» Х.Валиуллина, «Неотосланные письма» Дж.Файзи были написаны в расчете на творческую индивидуальность певицы. Зулейха Гатаулловна - первая исполнительница многих известных песен и романсов татарских композиторов, среди них: «Кунелкеем», «Онытырга момкин тугел», «Сайдаш моннары», «Аниемнен жылы кочагы» Э.Бакирова, «Бер ресемге» М.Музаффарова, «Туган жирем Татарстан» А.Ключарева, «Яна Рамай» А.Монасыпова, «Сайра син, тургай» З.Хабибуллина, «Китме сандугач», «Тел синен хакта», «Кем белер кадеренне» Р.Яхина, «Козарып кояш баткан чакта», «Чын йоректен», «Килсене» И.Шамсутдинова и др. В концертном репертуаре певицы – народные песни, романсы, вокальные произведения татарских, русских и советских композиторов. «Я очень счастлива,— говорила певица о себе. - Мое счастье в любимом труде. Музыка, песня вселяют в меня силу и уверенность».
С 1961 года Зулейха Хисматуллина преподавала сольное пение в Казанской государственной консерватории (с 1977 - доцент, с 1983 - профессор). Многие её ученики ныне успешно работают в оперных и музыкальных театрах, филармониях страны, занимаются преподавательской деятельностью.
По материалам сборника очерков «Народные артисты» (ред. И.Илялова, Г.Кантор)
Основной репертуар З.Хисматуллиной:
Аида («Аида» Дж.Верди)
Альфия («Самат» Х.Валиуллина),
Амелия («Бал-маскарад» Дж.Верди),
Джоконда («Джоконда» А.Понкьелли),
Жена поэта («Джалиль» Н.Жиганова),
Земфира («Алеко» С.Рахманинова),
Зубаржат («Наемщик» С.Сайдашева, А.Ключарева),
Каракаш («Алтынчеч» Н.Жиганова),
Катерина («Катерина Измайлова» Д.Шостаковича),
Кума («Чародейка» П.Чайковского),
Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова),
Леонора («Трубадур» Дж.Верди),
Лида («Битва при Леньяно» Дж.Верди),
Лиза («Пиковая дама» П.Чайковского),
Мария («Мазепа» П.Чайковского),
Маша («Дубровский» Ф.Направника),
Мими («Богема» Дж.Пуччини),
Наташа («Русалка» А.Даргомыжского),
Нафиса («Намус» («Честь») Н.Жиганова),
Райхана («Качкын» («Беглец») НЖиганова),
Сантуцца («Сельская честь» П.Масканьи),
Тамара («Демон» А.Рубинштейна),
Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского),
Тоска («Тоска» Дж.Пуччини),
Фарида («На берегу Дёмы» Х.Валиуллина),
Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини),
Ярославна («Князь Игорь» А.Бородина)
Начальное музыкальное образование Зулейха получила в казанской детской музыкальной школе №1. В возрасте 16 лет Хисматуллина начала петь в вокальном ансамбле радиокомитета. По совету композитора Джаудата Файзи, который был тогда музыкальным редактором на радио, в 1940 году она поступила в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории (класс З.Р.Артемьевой-Леонтьевской). С началом Великой Отечественной войны вернулась в Казань и в 1942-1945 годах обучалась пению в Казанском музыкальном училище (класс Е.В.Кузьминой, Е.Г.Ковельковой, В.А.Рожковской).
На оперной сцене Хисматуллина дебютировала в победном 1945 году в опере Н.Жиганова «Алтынчеч» (партия Каракаш). Музыкальная критика уже тогда обратила внимание на необыкновенную свежесть и притягательность голоса певицы. В этом же году Хисматуллина поступила в только что открывшуюся Казанскую государственную консерваторию (класс В.А.Рожковской, и.о. профессора К.Е.Цветова), которую успешно окончила в 1950 году.
С 1945 по 1976 год Зулейха Хисматуллина – солистка Татарского государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля. На оперной сцене певица создала более 40 ярких, запоминающихся образов, среди которых Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, Татьяна в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Земфира в «Алеко» С.Рахманинова, Аида в одноименной опере Дж.Верди… Красота наполненного звучания, поистине инструментальная гибкость, редкая сила и в то же время мягкость голоса позволяли З.Хисматуллиной воплощать партии самого различного характера.
«Если обобщить созданные Зулейхой Хисматуллиной образы, приходишь к мысли, что главное в них - это волевое начало, - считает музыковед З.Хайруллина. - Все ее героини борются за справедливость, остаются верными долгу и честными. В самые критические минуты они без колебаний предпочитают измене смерть. Они зовут людей беречь самое святое - любовь. Им присуща свойственная женщинам гордость. Разны их нравы, привычки, воспитание и натура. И артистка всегда находит нужные средства выражения».
«Прежде всего, надо раскрыть музыкальное содержание образа, - рассказывала Зулейха Хисматуллина о своем кредо в профессии. – А для этого нужно найти правильную интонацию. Песня должна звучать естественно и искренне. На сцене все должно быть просто, без потуг. И жить в музыке! Я всегда требую от себя этого… Даже при хорошем приеме слушателей я после спектакля частенько остаюсь недовольной. Игрой, пением... Все думаю, ищу. В каждый спектакль стараюсь внести что-то новое. Все это, конечно, делается с учетом указаний режиссера...»
Еще одну особенность дарования певицы отмечает З.Хайруллина: «Зулейха Хисматуллина умеет преподнести своих героинь так, что они волнуют сегодняшнего слушателя. Для этого иметь только красивый, сильный голос и хорошо чувствовать музыку недостаточно. Надо еще уметь выражать свои чувства движением, нужна простота и естественность жестов, словом - знание жизни. Слушая Зулейху Хисматуллину, совсем не думаешь о сложностях исполнения. Ощущение такое, что песня вот-вот родилась и несется, как утренний ветерок. Музыка, словно парящая птица, плывет естественно и плавно. А движения певицы подчинены музыке».
«Безупречный вокал, глубокая эмоциональность, неброский, чуждый внешнего эффекта, но всегда идущий от музыкального образа, сценический рисунок роли позволяют говорить о З.Хисматуллиной, как о зрелом художнике и большом мастере», - писал о певице В.Добронравов.
Ряд композиторов Татарстана посвятили Зулейхе Хисматуллиной свои работы. Главные партии из опер «Намус» и «Тюляк» Н.Жиганова, «Самат» и «На берегу Демы» Х.Валиуллина, «Неотосланные письма» Дж.Файзи были написаны в расчете на творческую индивидуальность певицы. Зулейха Гатаулловна - первая исполнительница многих известных песен и романсов татарских композиторов, среди них: «Кунелкеем», «Онытырга момкин тугел», «Сайдаш моннары», «Аниемнен жылы кочагы» Э.Бакирова, «Бер ресемге» М.Музаффарова, «Туган жирем Татарстан» А.Ключарева, «Яна Рамай» А.Монасыпова, «Сайра син, тургай» З.Хабибуллина, «Китме сандугач», «Тел синен хакта», «Кем белер кадеренне» Р.Яхина, «Козарып кояш баткан чакта», «Чын йоректен», «Килсене» И.Шамсутдинова и др. В концертном репертуаре певицы – народные песни, романсы, вокальные произведения татарских, русских и советских композиторов. «Я очень счастлива,— говорила певица о себе. - Мое счастье в любимом труде. Музыка, песня вселяют в меня силу и уверенность».
С 1961 года Зулейха Хисматуллина преподавала сольное пение в Казанской государственной консерватории (с 1977 - доцент, с 1983 - профессор). Многие её ученики ныне успешно работают в оперных и музыкальных театрах, филармониях страны, занимаются преподавательской деятельностью.
По материалам сборника очерков «Народные артисты» (ред. И.Илялова, Г.Кантор)
Основной репертуар З.Хисматуллиной:
Аида («Аида» Дж.Верди)
Альфия («Самат» Х.Валиуллина),
Амелия («Бал-маскарад» Дж.Верди),
Джоконда («Джоконда» А.Понкьелли),
Жена поэта («Джалиль» Н.Жиганова),
Земфира («Алеко» С.Рахманинова),
Зубаржат («Наемщик» С.Сайдашева, А.Ключарева),
Каракаш («Алтынчеч» Н.Жиганова),
Катерина («Катерина Измайлова» Д.Шостаковича),
Кума («Чародейка» П.Чайковского),
Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова),
Леонора («Трубадур» Дж.Верди),
Лида («Битва при Леньяно» Дж.Верди),
Лиза («Пиковая дама» П.Чайковского),
Мария («Мазепа» П.Чайковского),
Маша («Дубровский» Ф.Направника),
Мими («Богема» Дж.Пуччини),
Наташа («Русалка» А.Даргомыжского),
Нафиса («Намус» («Честь») Н.Жиганова),
Райхана («Качкын» («Беглец») НЖиганова),
Сантуцца («Сельская честь» П.Масканьи),
Тамара («Демон» А.Рубинштейна),
Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского),
Тоска («Тоска» Дж.Пуччини),
Фарида («На берегу Дёмы» Х.Валиуллина),
Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини),
Ярославна («Князь Игорь» А.Бородина)