КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Хайруллин Салих Зарифуллович

Народный артист ТАССР (1968). 

В хореографическом училище Салих Хайруллин учился у великого педагога Пушкина Александра Ивановича. Достаточно сказать, что у него закончили школу Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников…

После окончания балетной школы, имея феноменальные природные и профессиональные данные Хайруллин решил попробовать себя в конкурсе на место солиста балета Большого театра Союза ССР в Москве. И выиграл в конкурсе, но с условием – год стажировки-усовершенствования в выпускном классе. Там Салих продолжил обучение, которое было ему не в тягость, все уже вокруг знали, что Хайруллин фанат своего дела.

Правда, долго учиться не пришлось (всего четыре месяца), из дома в Казани пришло известие, что тяжело заболела мама и с января 1951 года он уже – солист балета Татарского театра оперы и балета.

Кумиром в балете для Салиха Хайруллина был Вахтанг Чабукиани, замечательный грузинский танцовщик, в 1929-41 гг. выступавший на балетной сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, а затем не раз приезжавший из Тбилиси в Ленинград со своими гастролями. Салиху безумно нравился этот танцовщик, технически сильный, темпераментный, с хорошей актерской школой. И Салих, действительно, даже внешне немножко походил на своего кумира.

Хайруллин был танцовщиком среднего роста, идеального сложения – Аполлон – другого слова на ум не приходило. Он знал это. Занимался в балетном классе всегда только в плавках, а при его феноменальных пластических данных – огромный шаг (до самой пенсии никто на тренаже выше Салиха ногу не держал), идеальная выворотность – это был еще один спектакль, причем в конце урока на больших прыжках или вращениях «заводил» артистов устраивая своеобразные соревнования: кто выше прыгнет, больше и стабильнее навертит пируэтов. Дух соревновательности присутствовал у него всегда. Причем, Салих очень быстро разогревался, у него никогда не было никаких травм и растяжений – настолько эластичным телом он располагал.

Салих Хайруллин танцевал весь ведущий репертуар в театре. Ему нравилось выходить на сцену в любых хореографических партиях. Он был настоящим принцем, но принцем восточным. Салиху не очень подходили роли «голубых кровей»: принцип Зигфрид, принц Дезире, граф Альберт…, т.е. физически он справлялся с этими ролями без напряжения, но актерски все же это было не его. А вот, скажем, Солор в «Баядерке» или Ферхад в «Легенде о любви» - зрелище захватывающее. Во-первых, по темпераменту роли идеально ложились на его характер, а, во-вторых, у Салиха и в пластике и в танце было нечто восточное, таким образом, роль и индивидуальность артиста как бы сливались в единый образ.

В особенности нравилось танцевать Хайруллину всякие испанские танцы: из «Лебединого озера», из «Раймонды», «Дон-Кихота», «Щелкунчика»…но среди всех таких один танец был особенным. В этом танце Салих изображал испанского нищего с тамбурином для танца и сбора подаяний. Герой Хайруллина был чуть прикрыт, танец начинался медленно, но постепенно темп и ритм набирали силу. И вот уже танец бурлит, кипит, пенится и тут начинало происходить малообъяснимое явление с точки зрения балетного исполнительства – Салих так входил в экстаз, что начинал кричать на сцене, сам не замечая этого. Вот этот вот, как говорят артисты, «ор» происходил с ним и на любимых балетах – «Дон-Кихот» и «Шурале». Темперамент вместе с вживанием в роль захлестывали его так, что дело могло ограничиваться не только криками, а иной раз балерина могла мимо него «просвистеть» на поддержку, а партнер этого мог и не заметить.

Самой любимой ролью Хайруллина был Шурале. У Габдуллы Тукая, это могучий лесной зверь, див, а в исполнении Салиха Шурале был зверь-птица. В больших прыжках он стремительно летал над сценой и над другими персонажами. Чувствовалось, что этот Шурале – настоящий хозяин леса и другого быть не может.

Другой его любимый персонаж – Базиль из «Дон-Кихота» - всеми почитаемый в округе весельчак балагур, красавчик и везунчик. Эта роль нравилась потому, что был испанский темпераментный характер и очень сложный в техническом отношении танец. Салих расправлялся с этими сложностями, как с орешками. Зрителям по душе был такой Базиль. Этой ролью Салих Хайруллин в возрасте 40 лет (!) вышел на пенсию по выслуге лет и покинул балетную сцену Татарского театра оперы и балета. А мог бы еще танцевать и танцевать.

Его супруга Зоя (в девичестве Бланк), артистка балета была родом из Одессы и говорила, что казанский климат ей вреден (возможно, так и было). Салих безумно любил свою супругу и это обстоятельство стало главным аргументом в пользу отъезда из Казани.

В обыденной жизни Салих Хайруллин был добрейший человек милый, мягкий и даже немного стеснительный. Никогда не отказывал никому в помощи, касалось это профессии или еще чего-то.

Был фанатом своего дела, мог сутками работать в балетном зале один или со своей основной партнершей Галиной Калашниковой.

Таким этот танцовщик запомнился коллегам по сцене.