КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Хантимирова Сания Хасановна

Народная артистка ТАССР (1980).

Биография
Фотографии

Среди замечательных артистов, чьи имена вписаны в историю казанского балета, - народная артистка Татарстана Сания Хасановна Хантимирова.

Генеалогия Хантимировых восходит к крепким   крестьянским корням. Отец будущей балерина был выходцем из Нурлатского района Татарстана, мама выросла на Вятке, затем жила в Свердловске, позже вся семья переехала в Казань. Здесь в семье Нафисы и Хасана Хантимировых в 1945 году родилась маленькая Сания, а в 1948 году - ее младший брат Ахсан. Хасан-абый Хантимиров был участником Великой Отечественной войны, получил ранение, долго лечился, а в 1952 году скончался от ран, оставив на руках жены двух маленьких детей.

Любовь к театру будущей приме казанского балета привила мама, которая водила дочь на многие спектакли, сама будучи заядлой театралкой. Мама помнила блистательные выступления в Свердловске Нияза Курамшевича Даутова и всегда с восхищением рассказывала детям о нем. Самым сильным детским впечатлением маленькой Сании, запомнившимся на всю жизнь, был балет «Лебединое озеро», который ввиду отсутствия в то время здания оперного театра шел в помещении театра имени Г.Камала. Сказочная героиня балета   настолько очаровала девочку красотой и грациозностью, что она буквально «заболела» хореографией. Позже, как вспоминала сама Сания Хасановна, она узнала, что главную партию танцевала звезда казанского балета пятидесятых годов, народная артистка России и Татарстана Нинель Даутовна Юлтыева. Позднее Юлтыева стала наставницей юной «грации».

В 1950-е годы в детском парке «Черное озеро» собирались театральные коллективы, играл оркестр, танцевали дети. Зимой были елка и каток - традиция, ныне почти забытая. Маленькая Сания с удовольствием ходила в школьный танцевальный кружок, часто танцевала в парке на Черном озере и однажды даже получила приз за исполнение народного танца. В 1956 году в Казани построили новое здание театра оперы и балета, и сюда приехали педагоги- хореографы из Ленинграда для отбора талантливых детей в Вагановское училище. Поистине добрая Фея из сказки улыбнулась девочке, любившей танцевать и импровизировать, и она была приглашена на просмотр в театр. Юную танцовщицу приняли по конкурсу, и она поехала навстречу своей будущей славе.     

Академическое училище имени А.Я.Вагановой, являясь отечественной хореографической Меккой, имеет великие традиции, всегда славилось своими выпускниками, покорившими всю планету. Отсюда начиналась мировая слава   Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Галины Улановой, Натальи Дудинской, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова. В музее   истории балета в училище замечательный педагог, гречанка по происхождению М.Х.Франгопуло приобщала юные казанские таланты к волшебному искусству танца, увлекательно вводила их в мир императорских театров, актерского мастерства, легенд.   Город на Неве, являясь музеем под открытым небом, нес в себе красоту, интеллигентность, поощрял развитие и продолжение культурных традиций.        

Хантимирова проучилась в Ленинграде девять лет. До сих пор Сания Хасановна не устает благодарить своих выдающихся наставников,    которые помогли   ее профессиональному становлению: Т.В. и Н.В. Балтачеевых, Н.Н.Серебрянникова, Е.Э.Бибер.

Летом 1965 года, с отличием окончив училище, танцовщица возвращается в родные пенаты. Поступив на работу в театр оперы и балета имени М.Джалиля, она едет на гастроли в Чебоксары, где после двух репетиций вместо заболевшей актрисы была введена в испанский танец в «Травиате» и в другие постановки. В дальнейшем прима нашего балета танцевала много, всегда отдавая   предпочтение романтическим спектаклям. Не случайно среди ее самых любимых партий - Аврора, Зарема, Жизель, Сююмбике.

В 1967 году Сания Хантимирова и ее партнер по сцене Ревдар Садыков, за короткий срок   подготовив номера из балета «Шурале» и   «Вальс» А Ключарева, очень успешно выступили   на днях советской культуры   в   Монреале (Канада).    Искусство СССР с ними представляли такие выдающиеся мастера и прославленные коллективы, как Л.Зыкина, Б.Штоколов, В.Мержанов, хор имени Пятницкого, Э.Хиль и многие другие. Выступление казанской балетной пары произвело на канадскую публику большое впечатление, привлекло внимание прессы. Позже танцовщица очень успешно представляла татарскую хореографию в ГДР, Югославии, Польше, Австрии, Индии, Малайзии, Пакистане, Таиланде.

Стремительно рос репертуар балерины. Он очень внушителен и разнообразен - ею исполнено и прожито на сцене свыше 40 партий. Удивляло быстрое вхождение балерины в спектакли и глубокое вживание в роль, удивительная способность перевоплощения. «Меня всегда привлекала в балете возможность актерского самовыражения, - говорит Хантимирова. - Исполняя одни и те же па во многих балетах, я всегда искала несхожесть хореографических интонаций при их воплощении, чтобы тот же арабеск был неповторим в балетах разных стилей».

Отзывы критиков тех лет дают возможность представить многогранный творческий облик танцовщицы. Газета «Вечерний Омск» в 1982 году писала об исполнении роли Джульетты Санией Хантимировой: «Народная артистка ТАССР Сания Хантимирова   рисует характер живой и подвижный. В пластике ее Джульетты много по-детски хрупких, угловатых, наивных движений, настроение меняется мгновенно: она шалит, капризничает, сердит Кормилицу, а потом тут же ласкается к ней… Заключительная сцена первого акта - сцена у балкона. По-новому мы воспринимаем Джульетту - в ней проснулась женственность, и это освещает особым светом танец, красоту и мимику героини. Глубоким драматизмом исполнен танец Хантимировой в келье священника, это настоящая исповедь героини...   И вот мы видим Джульетту, давшую согласие на свадьбу с Парисом: какие заученно-механические движения, какая трагическая растерянность в них, какое духовное одиночество! Артистка верна Шекспиру и верна Прокофьеву». Танец Хантимировой отличался легкостью, воздушностью. Особая теплота, задушевность - эти черты ее внутреннего «я»   во многом наполняли образы мягким звучанием, непосредственностью, выделяли «пением в характере». Преодолевая физическое, нервное напряжение и перегрузки, проявляя настойчивость и волю, своим вдохновенным трудом Сания Хантимирова завоевала признание и любовь зрителей.   В ее искусстве танца всегда присутствовали и яркая правда, и философская мысль, и психологическая глубина. Хантимирова очень благодарна Судьбе за то, что свела ее в Казани с замечательными партнерами: Ревдаром Садыковым, Салихом Хайруллиным, Камилем Гайнуллиным, Наилем Сарваровым, Виталием Бортяковым, братьями Ибатуллиными.

Закончив балетную карьеру, Сания Хасановна в 1986 году была приглашена педагогом-репетитором в Театр оперы и балета имени М.Джалиля, а еще ранее, с 1975 года, готовила будущих   граций в хореографическом училище, которое тогда находилось в помещении ДК Строителей. В 1992 году актриса окончила балетмейстерское отделение Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского - Корсакова по специальност «балетмейстер-репетитор», осуществила в театре ряд постановок, в том числе польский акт в опере «Борис Годунов», танцы в операх «Джельсомино в стране лжецов» И.Якубова и «Алтынчеч» Н.Жиганова. В композиции «Покаяние» на музыку С.Терханова она добивалась полного взаимодействия хореографии содержанием музыки.

Многие годы народная артистка Татарстана Сания Хантимирова находится   в постоянном творческом поиске,    передавая свой уникальный опыт молодежи, заставляя «фонтан балетной магии кружиться, распускаясь дымом». Среди ее учеников - народная артистка Татарстана Луиза Мухаметгалеева, солист Пражского балета Игорь Жуков, заслуженный артист России Николай   Шильников, заслуженный артист Татарстана Артем Белов, Михаил Тимаев, Александра Елагина, Айсылу Мирхафизхан и многие другие. Она очень любит своих учеников, и они отвечают ей взаимностью.   При этом она счастливая мама Антона Бортякова и бабушка трех внучек.

Сания Хантимирова растворилась в своих учениках, «свивая в спираль упругую   божественные фуэте», продолжая на протяжении десятилетий растить величавых белых лебедей, которые ежедневно изумительно «скользят по глади зеркал», заставляя зал замирать от восхищения. Она по-прежнему молода и энергична, у нее большие планы и интересные задумки.        

Марат Шакирзянов