КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Канетов Нурлан Исмагулович

Заслуженный артист РФ и РТ, лауреат Государственной премии России, лауреат приза "Душа танца". 

Биография
Фотографии

Профессиональную карьеру Нурлан Канетов начал в 1993 году, по окончании Алматинского хореографического училища. В 1996 году артист был приглашен в труппу Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, где занял положение ведущего солиста (премьера). Большое дарование, незаурядные профессиональные данные, яркая сценическая внешность, одухотворенность, трудолюбие, высокая самоотдача в работе позволили молодому солисту создать ряд запоминающихся образов в спектаклях «Лебединое озеро» П.Чайковского (Принц Зигфрид), «Жизель» А.Адана (Граф Альберт), «Спящая красавица» П.Чайковского (Принц Дезире), «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (Ромео), «Тщетная предосторожность» Л.Герольда (Колен), «Анюта» В.Гаврилина (Студент), «Кармен-сюита» Ж.Бизе - Р.Щедрина (Хозе), «Корсар» А.Адана (Исаак Ланкедем), «Баядерка» Л.Минкуса (Солор), «Коппелия» Л.Делиба (Франц), «Спартак» А.Хачатуряна (Красс) и многие другие.

Все исполненные Канетовым роли отличаются академизмом, аурой романтизма и вдохновения, но поистине «звездной» для артиста стала партия Йусуфа в балете «Сказание о Йусуфе» Л.Любовского (постановка 2001 года), где он воплотил все свои многочисленные достоинства. За исполнение этой партии в 2006 году Нурлану Канетову была вручена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (танцовщик стал первым и единственным среди казанских балетных артистов, удостоенных столь высокого звания).

            Крупными достижениями последних лет стали созданные артистом роли в новых спектаклях театра – Арман («Дама с камелиями» на музыку Дж.Верди, хореография Александра Полубенцева), Визирь («Золотая Орда» Р.Ахияровой, хореография Георгия Ковтуна), Парень («Carmina Burana, или Колесо Фортуны» на музыку К.Орфа, хореография А.Полубенцева), Клод Фролло («Эсмеральда» Ц.Пуни-Р.Дриго, хореография Андрея Петрова).

            «Премьер-романтик Нурлан Канетов в роли Армана – это явление. Роль, ставшая венцом балета, одно из художественных завоеваний спектакля. Партия Армана сродни духовному складу артиста. Канетов раскрывает трагедию героя во всей поэтической сложности и, несмотря на хореографическую нагрузку, ни на мгновение не теряет психологических мотивировок танца. Весь облик – своеобразная красота, элегантный костюм, утонченная фигура – Канетов словно сошел со страниц романа Дюма или картин импрессионистов» (Наталия Садовская о спектакле «Дама с камелиями», журнал «Линия» № 08-09/2010 г.)

«В расчете на талант исполнителя - техничного и очень фактурного Нурлана Канетова - Ковтун насыщает роль Визиря целой серией агрессивных прыжковых монологов, дуэтов и па де труа (если проводить параллели с «шекспировским» балетом, то - это Тибальд)» (Екатерина Беляева о спектакле «Золотая Орда», журнал «Музыкальная жизнь» №10, 2013 г.).

«Из потока киношной воды выбрасывает Странника в исполнении главного лирика казанской сцены Нурлана Канетова, героя недавней премьеры "Золотой Орды". Он хватается за конец спущенной с небес веревки, намереваясь рулить своей судьбой. Но не тут-то было…» (Екатерина Беляева о спектакле «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» на музыку К.Орфа, «Вечерняя Казань», 17 мая 2014 г.).

«Очень выпуклым получился образ каноника Клода Фролло (Нурлан Канетов). По сути, это злодей с внешностью романтического героя. Черные монашеские одежды придают фигуре Фролло некую графичность, Канетов в этой партии резок, порывист, напряжен. Он весь – сжатая пружина, которая вот-вот распрямится. Он весь – мятущийся и несчастный в своей греховной страсти и злодеяниях» (Татьяна Мамаева о спектакле «Эсмеральда», «Реальное время», 12 мая 2016 г.).

            С марта 2018 года Нурлан Канетов – декан факультета хореографии Казахской национальной академии хореографии (Астана). В течение 22 лет Канетов был ведущим солистом ТАГТОиБ им.М.Джалиля, «лицом» казанского балета, непревзойденным исполнителем партий лирическо-романтического и героического амплуа. На протяжении двух десятков лет Канетов был своего рода ориентиром в области мужского академического танца, на который равнялись балетные артисты республики – по профессиональным данным, артистическому дарованию, глубине проникновения в материал, образности, одухотворенности, академизму; в общении с ним профессионально «росли» молодые солисты, следующее поколение танцовщиков. Имя этого талантливейшего танцовщика навсегда останется в истории балетного искусства Республики Татарстан.