Гайнуллин Камиль Гайфуллович
Заслуженный артист РСФСР (1978), народный артист ТАССР (1982).
Камиль Гайнуллин в 1965 году окончил Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Вагановой по классу Г.Л.Кумысникова. Первой работой молодого танцовщика, принятого в балетную труппу Татарского театра им.М.Джалиля, стала партия Капитония в балете «Доктор Айболит» Морозова. Так же, как и все начинающие артисты, он много танцевал в массовых сценах балетов, опер и других постановках театра. Крупными работами первых лет явились партия Былтыра в балете Ф.Яруллина «Шурале» (партнер Галины Калашниковой) и партия Принца в классическом балете П. Чайковского «Щелкунчик» (партнер Сании Хантимировой). В этих работах проявились яркие черты классического танцовщика Камиля Гайнуллина. Хорошие природные данные, высокий прыжок, устойчивое вращение и другие технические навыки помогли молодому танцовщику быстро войти в ведущие сольные партии балетного репертуара. Уверенно провел Камиль Гайнуллин свой дебют в партии Базиля в балете «Дон Кихот» Минкуса, поставленном в 1970 году Н.Апухтиным.
Конец 1960-х годов можно рассматривать как новый этап в исполнительском искусстве Камиля Гайнуллина. Он связан с балетмейстерской деятельностью народной артистки РСФСР Нинеь Юлтыевой. Впервые в Казани ею была осуществлена «Шопениана» в постановке В. Фокина (1969), где К.Гайнуллин исполнил ведущую партию солиста. В танце Камиля отражаются лучшие традиции ленинградской классической школы: строгие линии, утонченная ритмика движения, правильность форм классических поз. В 1972 году молодой артист назначается на роль Принца в балете «Спящая красавица», в том же году осуществлена еще одна работа театра – балет «Бахчисарайский фонтан», в котором Камиль Гайнуллин выступил в роли Вацлава.
1970-е годы стали для танцовщика порой зрелости, мастерства. Он становится победителем республиканского конкурса творческой молодежи ТАССР. В этот период Гайнуллин ведет весь репертуар труппы. Это партии Альберта в «Жизели», Принца в «Лебедином озере», Базиля в «Дон Кихоте», ряд работ в одноактных балетах — Паоло во «Франческе да Римини», Hyp в балете Н. Жиганова «Зюгра», Хозе в «Кармен-сюите» и другие.
Для Камиля Гайнуллина путь к мастерству классического танцовщика был проложен его большой работой над характерными партиями. Так, «Лебединое озеро» началось у него с партии Злого гения; танцевал он многие характерные ведущие партии во вставных номерах музыкальных комедий; роль Вакха в «Вальпургиевой ночи» оперы Ш. Гуно «Фауст», роль Главного Воина в Половецких плясках оперы Бородина «Князь Игорь» и т.д. Близки танцовщику и героико-драматические роли. Это Алмай в балете А. Бакирова «Водяная», Поэт в «Бессмертной песне» А. Монасыпова. В творческой биографии Камиля Гайнуллина — и чисто игровые роли, как, например, Брамин в «Баядерке», вставные номера в опереттах «Донья Жуанита», «Цыганский барон».
Творческий рост любого исполнителя немыслим вне его общения с труппой, ведущими танцовщиками и танцовщицами. Можно сказать, что во многом помогли Камилю Гайнуллину стать ведущим солистом его коллеги — заслуженный артист РСФСР Ревдар Садыков, народный артист ТАССР Салих Хайруллин, партнерши — заслуженная артистка ТАССР Роза Новицкая, Лариса Хуторова, народная артистка ТАССР Ирина Хакимова и особенно народная артистка ТАССР Галина Калашникова, с которой К.Гайнуллин станцевал почта все роли.
За большой вклад в развитие балетного искусства Камиль Гайнуллин был удостоен почётных званий: в 1973 году - «Заслуженный артист ТАССР», в 1978 году «Народный артист ТАССР» в 1982 году «Заслуженный артист РСФСР».
Некоторое время по окончании балетной карьеры (1987) Камиль Гайнуллин работал заведующим хореографическим отделением Казанского музыкального училища, занимался подготовкой молодых артистов балета в качестве педагога дуэтного танца в училище. Позднее он сменил сферу своей профессиональной деятельности, окончив юридический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова - Ленине.
По материалам статьи З.Мулюковой в книге «Народные артисты» (1980)