Галимова Альфия Ахметовна
Заслуженная артистка ТАССР (1957), народная артистка ТАССР (1985).
Солистка оперы в Татарском театре оперы и балета (1950-1961), педагог в Казанском музыкальном училище (1964-1965), солистка Татарской государственной филармонии (1966-1986).
***
…Шел 1944 год. Голодно, холодно. Но, вдохновленные победами Советской Армии, ожили в людях надежды на счастливое будущее. Татарский театр оперы и балета возобновляет спектакли, когда-то поставленные в довоенные годы, задумывает новые и строит планы пополнения коллектива новыми кадрами. На сцене идут восстановленная в июле 1943 г. «Алтынчеч», поставленная в марте 1942 г. музкомедия «Башмачки», в феврале 1944 г. возобновили оперу «Галиябану», в августе ставят новую музкомедию «Чайки», оперу Юдина «Фарида»… Открытие Казанской консерватории еще впереди. Вот тогда и появляется возле здания театра на улице Горького, где сосуществуют татарская драма и татарский оперный, большой щит с объявлением о наборе абитуриентов для обучения в Москве – в ГИТИСе и консерватории.
Альфия волею судьбы оказалась возле этого объявления, когда приехала в Казань к двоюродной сестре из Кайбицкого лесхоза, где в это время вынужденно проживала большая семья Галимовых, оставшаяся без отца.
Девушка мечтала о драматической сцене. Комиссия направила ее в консерваторию. Альфия, как она считает, унаследовала свою музыкальность и свой замечательный голос от деда – деревенского муллы, который прославился на всю округу прекрасным, нараспев чтением азанов с минарета мечети.
…Московская жизнь была весьма далека от райской. Татарская республика отсылала будущим артистам скудные стипендии, но и те приходили подчас с задержкой. Зато повезло с педагогом. Дора Борисовна Белявская была не только отличным учителем, но и добрым, душевным человеком. Вокальная школа Белявской обеспечила способной ученице прочное творческое долголетие.
Татарский театр оперы и балета в 1950 году принял в свое лоно четверых самых лучших выпускников Московской консерватории, своих казанцев – А.Аббасова, В.Шарипову, А.Галимову, В.Жаркова (по отбору комиссии было направлено 25 человек). Вместе с ними вернулся и композитор Р.Яхин, который одновременно с «оперными» учился в Москве. Р.Яхин, будучи концертирующим пианистом, в материальном отношении был более благополучным и, как мог, поддерживал коллег. Они же, в свою очередь, оказывались первыми исполнителями песен и романсов молодого композитора.
С Альфией Ахметовной Галимовой мы встретились впервые в 2002 году, накануне ее восьмидесятилетия – мне нужно было написать о ней, народной артистке РТ, статью в татарский отрывной календарь. Слово «впервые» не совсем точно, потому что А.Галимову, одну из ведущих солисток Татарского оперного, конечно же, я знала давно: в спектаклях «Севильский цирюльник», «Иван Сусанин», «Алтынчеч», «Башмачки», «Снегурочка», где певица исполняла главные партии, красота и «певучесть» ее голоса завораживали, колоратурная техника была безупречной, к изящной фигуре и милому лицу как нельзя более подходили юные романтические героини, чьи образы Альфия воплощала на сцене: лукавая, знающая себе цену Розина, мечтательная, поэтичная Антонида, сказочно-неземная Снегурочка и прекрасные татарские девушки Алтынчеч и Сарвар, смелость и преданность которых приводит их к желанному счастью…
А.Галимова прослужила на оперной сцене одиннадцать лет. Мне было интересно узнать от самой актрисы, какими были ее самые первые впечатления от первых шагов на театральных подмостках. Как оказалось, одной из первых ее ролей была Фраскита в опере Бизе «Кармен». Роль не главная, но требующая большого кропотливого труда, ансамблевая. Настоящим дебютом своим певица считает партию Антониды в «Иване Сусанине» Глинки.
Истинную радость доставила актрисе работа над ролью Сарвар в постановке «Башмачков» Дж.Файзи на русском языке. Роль игровая, есть что петь, здесь у Альфии Галимовой соперниц не было. Отлично сыгрались они с Ф.Насретдиновым – Галимзяном. «Голос у него был чудесный, мягкий, льющийся», - сказала Альфия Ахметовна. Я подумала, что Сарвар была любимой ролью в череде других творений актрисы. «Нет, - энергично возразила Альфия Ахметовна, - я все роли любила. Я очень любила петь». Наверное, поэтому непрерывной чередой следовали партии и в операх, и в опереттах как классических, так и национальных: Карлыгач в опере Жиганова «Намус», в опереттах и операх Дж.Файзи Файруза («Золотая осень»), Малика («Чайки»), Лиза («Неотосланные письма») и др.
Настоящим триумфом для Галимовой стала партия Алтынчеч в одноименной опере Жиганова. Новая постановка готовилась для открытия своего, наконец-то, собственного театрального здания на площади Свободы в 1956 году и для последующего показа спектакля в Москве, на Декаде татарского искусства и литературы в 1957 году. Ставил спектакль главный режиссер Н.К.Даутов.
«Он так прекрасно работал над «Алтынчеч», что заставил меня полюбить эту музыку, - сказала певица. – Он умел работать, умел сделать из человека образ. На репетициях сидел такой необыкновенно красивый, такой вдохновенный, трудно было не поддаться очарованию».
Отклики московской прессы на созданный Галимовой образ Алтынчеч были столь впечатляющи, что актриса могла об этом вспоминать с законной гордостью. А.Аглимова стала заслуженной артисткой ТАССР.
А.Галимова с благодарностью вспоминает период работы в оперном театре, когда главным дирижером был выдающийся музыкант И.Э.Шерман, и «даутовский» период, а также своих партнеров по сцене.
В 1961 году А.Галимова уезжает в Москву, в аспирантуру к Д.Б.Белявской. И более не возвращается в театр. Аспирантура расширяла границы творческой деятельности, открылась возможность передавать накопленный опыт молодой поросли. Музыкально-литературный лекторий Татарской государственной филармонии привлекал возможностью «завоевать» своего зрителя, быть необходимой самым широким слоям народа. И на долгих двадцать лет филармония стала вторым домом для Альфии Ахметовны и принесла ей славу народной артистки родной республики. Ее дружба с талантливыми татарскими композиторами, которая начиналась еще в консерваторские годы, где они учились одновременно с Рустемом Яхиным, расширила и обогатила ее репертуар, классическое, академическое образование, необыкновенная требовательность к себе, фантастическая работоспособность вызывали у композиторов всех поколений бесконечное уважение и желание сотрудничать с умной и обаятельной певицей. Охотно дарил ей свои песни и аккомпанировал во всех записях на радио очень талантливый и неординарный Ренат Еникеев; Альфия дружила с народной песней – когда «Гульжамал» в ее интерпретации, с аранжировкой замечательного композитора Исмая Шамсутдинова, работавшего тогда на радио, прозвучала в эфире, Альфия получила письмо от народного писателя Гумера Баширова. Он выражал свое восхищение и признавался, что никогда, ни до, ни после, он не слышал такого теплого, проникновенного и совершенного исполнения этой прекрасной народной песни.
В завершении нашей беседы Альфия Ахметовна сказала очень просто: «Любовь к своей профессии спасла меня от всех бед».
Рамзия Такташ