Бортяков Виталий Николаевич
Народный артист ТАССР (1984).
Родился 15 ноября 1949 года в городе Зеленодольске. В 1968 году окончил Пермское хореографическое училище.
В 1968-1994 гг. – солист балета Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля, одновременно в 1984-2001 годах педагог-репетитор этого же театра. С 1983 года – преподаватель Казанского хореографического училища.
***
Творческая судьба Виталия Бортякова сложилась счастливо. В театр он попал еще ребенком. В семилетнем возрасте родители отдали его в танцевальный кружок Зеленодольского Дома культуры «Родина», которым руководила бывшая балерина ТГТОиБ Любовь Михайловна Полонская. Виталий хорошо занимался, делал успехи, и педагог порекомендовала ему поехать в Казань и поступать в хореографическую студию при театре оперы и балета имени М. Джалиля. Так одиннадцатилетний мальчик отправился навстречу своей Судьбе. Виталий выдержал экзамены и стал учеником выпускников Ленинградского хореографического училища Г. Калашниковой и А. Нарыкова.
Начался новый сложный этап жизни будущего танцовщика: один в Казани, на частной квартире, без опеки любящих родителей, мальчик рано повзрослел, стал самостоятельным. С утра Виталий отправлялся на занятия в школу, а после уроков бежал в студию, где до позднего вечера проводил время у балетного станка. Постигая азы хореографии в балетной студии театра, мальчик имел возможность изо дня в день наблюдать на спектаклях, в какое волшебство превращается в конечном итоге повседневный, изнуряющий пот экзерсиса. 60-е годы - пик взлета казанского балета: в труппе были такие первоклассные исполнители, как Анна Гацулина, Нинель Юлтыева, Галина Калашникова, Адгам Нарыков, Ревдар Садыков и другие. Их искусство вдохновляло, заполняло восторгом маленькое сердце претендента на роль балетной звезды.
После студии Бортяков продолжил образование в стенах знаменитой балетной школы – Пермского хореографического училища. Его педагогами стали прославленные премьеры Пермской сцены с титулами лауреатов Международных конкурсов, в том числе Лев Асауляк. По окончании училища хорошо выученный, пропорционально сложенный танцовщик был направлен на работу в Татарский государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля, где с 29 мая 1968 года приступил к работе в качестве артиста балета.
Первое время артист танцевал в кордебалете, однако хорошая профессиональная подготовка, дисциплинированность и высокое чувство ответственности позволили В.Бортякову в короткий срок занять положение ведущего танцовщика в театре. Первой заметила одаренного юношу балетмейстер Наталья Конюс, работавшая в 1969 г. над постановкой балета «Жизели» в ТГТОиБ, - она доверила Бортякову танцевать Па-де-де в этом спектакле. Незабываемым стал детский балет «Муха-цокотуха», в котором Виталий исполнил одну из главных партий – Комара – в паре с примой театра Галиной Калашниковой, своим первым педагогом.
Заслуженный деятель искусств Татарстана Рамзия Такташ:
«Так впоследствии складывался репертуар, что в творческую биографию Бортякова Принцы входили один за другим («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). И первые его Принцы были не только меланхоличны, задумчивы, инфантильны. По натуре Виталий - аналитик, он конструировал образы своих героев, не допуская в свою трактовку стихию. Свободу, раскованность артисту принесла встреча с Принцем в «Золушке» Прокофьева. Техничность танцовщика, строгость его академической манеры заиграли живыми красками: Принц пленял зрителей безбашенностью, озорством, жизнерадостностью. Встреча с музыкой Прокофьева показала, что Бортяков, безусловно, - танцовщик современный. Еще раз подтвердил он это, создав образ Ромео («Ромео и Джульетта» Прокофьева)»
Среди наиболее любимых танцовщиком партий - Принц Альберт в «Жизели» А.Адана: роль, требующая незаурядного мастерства актера и высокой техники танцовщика. Определенным творческим этапом для лирико-драматического танцовщика Бортякова стал выдающийся балет Ф.Яруллина «Шурале», где Виталий исполнил все мужские партии (Шурале, Былтыр, Сваты, Огненный Шайтан), в том числе и характерные, тем самым преодолев рамки своего сценического амплуа. Позже репертуар танцовщика расширился за счет работ в балетах современной хореографии (Друэ в «Сестре Керри» Р. Паулса, Клеонт в «Мещанине во дворянстве» Р. Штрауса, Черт в «Сотворении мира» А. Петрова и др.) и множества концертных номеров («Вакханалия» на музыку К. Сен-Санса, «Вокализ» С. Рахманинова и др.).
Рамзия Такташ:
«Во всем, что делает Бортяков на сцене, он предельно честен и искренен. Он органично живет на сцене в условиях пред¬ложенной игры. Игра увлекает его, но правила игры он всегда примеряет на свою индивидуальность. Его Альберт в «Жизели» честен до конца - он увлечен Жизелью, искренне любит ее и счастлив с ней. верит в то, что может жениться на простой деревенской девочке и быть с ней счастливым. И не раскаяние в содеянном обмане приводит его на кладбище, а тоска по утраченной любви.
Пройденный В.Бортяковым творческий путь сделал его мастером, он владеет всеми секретами танца и актерской игры. Но по-прежнему в его героях покоряет юношеское восприятие окружающего, их юношески мягкий облик, увлеченность. Они существуют в условиях игры и честно соблюдают правила игры. Его Базиль - не плебей, не простак, он «играет» свою судьбу. Его Джеймс («Сильфида» Левенсхольда – Бурнонвиля) – не одержим мечтой, а как бы отгорожен, защищен своей мечтой от грубой действительности.
Герои Бортякова – рыцари»
Совершенно особые воспоминания танцовщика связаны с «Анютой» В.Гаврилина, где В.Н.Бортяков исполнил партию Модеста. Этот балет в Казани поставил знаменитый Владимир Васильев, а заглавную партию в премьере исполнила выдающаяся балерина Екатерина Максимова.
За большие заслуги в области хореографического искусства Виталию Бортякову в 1980 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист Татарской АССР», в 1984 году - «Народный артист ТАССР».
Многие партии артист станцевал со своей супругой, балериной Ириной Хакимовой. Звездный дуэт Хакимовой-Бортякова объездил всю страну, побывал почти в 30 странах мира (Япония, США, Мексика, Франция, Германия, Италия, Португалия и др.) и везде имел огромный успех. Сейчас чету Хакимова-Бортяков объединяет совместная педагогическая работа. Ирина Шарифовна и Виталий Николаевич все силы сосредоточили на передаче секретов мастерства юным дарованиям в Казанском хореографическом училище. Среди выпускников В.Н.Бортякова – ведущие солисты балетной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля: Артем Белов, Михаил Тимаев, Максим Поцелуйко, Денис Исаев, Антон Полодюк и многие другие. Дочь Виталия и Ирины – Екатерина Бортякова – также стала балериной.
По материалам архива театра