КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Бигичев Хайдар Аббясович

Народный артист ТАССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1986), лауреат  Государственной  премии РТ им. Г.Тукая (1984).

Биография
Фотографии
Родился 16 июня 1949 году в селе Чембилей Краснооктябрьского района Горьковской области. Артист оперы, концертно-камерный певец (лирико-драматический тенор). Окончил Казанскую государственную консерваторию (1979).

 Ведущий солист Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля (1977-1998).

***

Когда-то пришлось неоднократно беседовать с Х.Бигичевым, его педагогом по вокалу в Казанской консерватории – В.Вороновым, а также с В.Раку, работавшим в ту пору главным режиссером в театре оперы и балета им. М.Джалиля. Эти встречи, просмотр оперных спектаклей, прослушивание концертов с участием певца создали представление о нем как о ярком и незабываемом исполнителе.
 
Не сразу определился путь в искусстве Х. Бигичева, хотя пел он с детства. К моменту поступления в Казанскую государственную консерваторию Х. Бигичев – взрослый, сформировавшийся человек, профессия которого была далека от искусства. Он опоздал – экзамены в консерватории уже завершились. Но ректор – народный артист СССР Н.Жиганов вместе с заслуженным деятелем искусств РСФСР В.Вороновым, прослушав его, решили принять без экзаменов на подготовительное отделение вокального факультета.

Жизнь и потом складывалась так, что казалось певцом, особенно оперным, он не станет. Не все сразу удавалось – ведь помимо специальности существует немало других предметов. Здоровье в какие-то моменты подводило. Но он устоял благодаря заботам жены – известной сегодня в республике певицы Зухры Сахабиевой, поддержке педагога, а также преданности искусству, требовательности к себе и большому трудолюбию. Не случайно В.Воронов говорил о нем: «трудолюбивый фанатик», «большая целеустремленность в познании вокального искусства и в раскрытии художественно-сценических образов в оперных спектаклях». 

По специальности стояла задача овладения академической манерой пения. Она вырабатывалась благодаря освоению определенного репертуара: зарубежной (особенно – итальянской) и отечественной классики. Проблемам обучения его педагог по специальности посвятил в свое время статью – «Из опыта работы с татарскими певцами». Из педагогов, оказавших влияние на формирование Х.Бигичева как вокалиста, выделяют также Н. Даутова – бывшего главного режиссера нашего театра и известного певца России, который вел занятия в консерватории в классе оперной подготовки. Но и после окончания вуза Х.Бигичев продолжал много работать над собой.

Выступления Х.Бигичева в оперном театре начались еще в период учебы в 1977 году с оперы «Самат» Х.Валиуллина, где он исполнил партию главного героя. Вот что обратило на себя внимание. У отдельных певцов – внушительный список спетых партий, но главных, сложных среди них – всего несколько. Их долго держат на подступах к таким ролям. А вот Х.Бигичева сразу же ввели в театр как ведущего солиста. В его репертуаре фактически нет второстепенных партий. После «Самата» певец выступал в операх «Алтынчеч» и «Джалиль» Н. Жиганова (Джик и Муса Джалиль), музыкальной комедии «Башмачки» Дж.Файзи (Галимжан), опере «Кара за любовь» Б.Мулюкова и музыкальной  драме «Наемщик» С.Сайдашева (Батыржан). За роль Закира в опере «Кара за любовь» Б.Мулюкова Х.Бигичев был удостоен Государственной премии Республики Татарстана им.Г.Тукая. Постепенно выяснилось, что творческой индивидуальности и складу личности певца ближе драматические образы. Поэтому он сам вскоре отказался от партии Галимжана. В ряде изданий голос Х.Бигичева определяют как драматический тенор. Но самые разные специалисты по вокалу утверждают, что драматический тенор в чистом виде в природе не существует, в отличие, например, от лирического тенора (вспомним в связи с этим С.Лемешева, Ф.Насретдинова – обладателей ярко выраженного лирического тенора). Поэтому и тембр голоса Х. Бигичева они охарактеризовали как лирико-драматический тенор. В тоже время надо отметить, что голос певца, безусловно, ближе к драматическому тенору. Х.Бигичев обладал всеми качествами данного тембра: большой силой звучания, мужественной окраской голоса. Пение этого вокалиста отличалось содержательностью, серьезностью и глубиной звучания. Х.Бигичев был человеком немногословным, серьезным, темпераментным и в то же время сдержанным. Он из тех людей, кто сразу, а потом и до конца все не выкладывает. Но какой нежностью светились глаза В.Раку, когда он говорил о Х.Бигичеве: «очень доверчивый, теплый, добрый. Большой ребенок. Тонко чувствует природу боли, иронии».
 
Оперу «Джалиль» в 80-е годы ХХ века можно было посмотреть в Казани в самых разных вариантах: утренний и вечерний спектакль оперного театра, концертное исполнение в актовом зале консерватории. На воскресном утреннем представлении большинство зрителей в зале в таких случаях составляют дети, а соблюдать тишину им не свойственно. Но сила воздействия этой оперы такова, что она держит во внимании слушателей всех возрастов. Весь спектакль и партия главного героя своей динамичностью, контрастами лирики и трагедии не могла никого оставить равнодушным. Бигичеву-Джалилю Н.Даутов дал в свое время такую характеристику: «Большой красивый голос, льющийся свободно в самых эмоционально напряженных местах, яркий драматизм, душевность, присущее Х.Бигичеву очень национальное интонирование оставили большое впечатление». И композитор остался доволен работой певца.
 
Постепенно в творческом багаже Х.Бигичева появились партии из зарубежной и русской классики: Хозе («Кармен» Бизе), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Альфред Жермон  и Отелло («Травиата»  и «Отелло» Дж.Верди). Хозе, Джалиль, Герман, Отелло – это все герои с трагической судьбой, драматическим характером, отличающиеся высокой эмоциональностью. Хозе в исполнении Х.Бигичева – человек, глубоко переживающий все события, не уступающий Кармен по силе любви, страстности и горячности. А партнершей артиста в этой опере оказалась однажды блистательная Т.Синявская. Х.Бигичеву часто приходилось выступать с различными гастролерами и, конечно же, с местными артистами. Среди них: Л.Башкирова, В.Ганеева, Г.Казанцева, Г.Ластовка, Р.Мифтахова, З.Сунгатуллина. Р.Узбекова, А.Фадеичева.

По-разному оценивали партию Германа в исполнении певца. Он «продемонстрировал не только силу и красоту голоса, но и незаурядное актерское мастерство»; «Психология игрока, философия удачи, случая, выигрыша, риска – т.е. счастье зыбкое, неверное, обманчивое – выступает на месте налаженного веками строя жизни»,- писал Б.Асафьев. Именно этих красок и недостает в исполнении Бигичева. Может быть партия вообще лежит вне актерских возможностей исполнителя? Но это не так. Подлинно художественной выразительности достигает певец в четвертой и седьмой картинах…». От Х.Бигичева -  актера некоторые музыканты порой ожидали большей подвижности. Но певец в раскрытии образов делал акцент не на внешних атрибутах, а внутреннем мире своих героев. Он стремился показать их чувства, прежде всего, средствами вокала.
 
 В оперном репертуаре Х.Бигичева главной, ключевой считают партию Отелло из одноименной оперы Верди. Роль Отелло в сложнейшем позднем произведении итальянского композитора стоит нескольких оперных партий. Если  других ведущих героев (Дездемону, Яго) должны были играть разные  артисты, то партия мавра с самого начала предназначалась только Х.Бигичеву. Голос Х.Бигичева, вся личность певца «удивительно ложатся на партию Отелло, - говорил Валерий Васильевич Раку во время работы над оперой. Интуиция у него  - первозданная». Он, и сам Х.Бигичев, готовя спектакль, предполагали, что выступление в этой опере откроет новый этап в творческой судьбе певца. Статус «академического» наш театр получил во многом благодаря этой постановке. А музыка Верди, роли в его операх   для артиста с тех пор -  самые любимые. Кроме партий Отелло, Альфреда Х.Бигичев подготовил также и партию Радамеса из оперы «Аида». «Голос в спектаклях Верди так легко льется», - говорил он.

Самые лучшие годы оперной карьеры Х.Бигичева совпали с очень интересным периодом в истории театра. Одна за другой следовали представления, которые становились ярким событием в культурной жизни города, буквально будоражили общественность: «Пиковая дама», «Снегурочка», «Риголетто», «Отелло», «Летучий голландец». О них говорили, спорили и писали не одну рецензию. Эти спектакли связывали, прежде всего, с именами режиссера В.Раку, певцов Н.Путилина, З.Сунгатуллиной и, конечно, Х.Бигичева. Привлекала внимание своей необычностью актерская и режиссерская трактовка сцен и образов. В.Раку говорил, что он хочет  «вызвать в людях эмоциональный взрыв, смятенье, пробудить способность плакать».   Музыканты (да и не только они) стали перечитывать источники либретто, вновь обратились к истории создания названных опер, стараясь понять предложенный вариант постановки этих известных произведений. 

В 90-е годы прошлого столетия у Х.Бигичева вместе с супругой (З.Сахабиевой – Бигичевой) началась большая гастрольная жизнь: поездки по городам Татарстана, России и дальнего зарубежья. Певец считал, что концертные выступления (а они у него были на протяжении всей его творческой жизни) необходимы каждому оперному артисту. Вокальные и сценические особенности исполнения камерной музыки, народных песен привносят в дальнейшем новые элементы в оперные партии. Например, многие сольные номера, дуэты главных героев – Джика и Алтынчеч в опере «Алтынчеч» композитор Н.Жиганов создал в стиле различных жанров татарского фольклора. Х.Бигичев и трактовал их как народную песню. Импровизация нашла проявление в темпе, ритме, даже в интонационной стороне (те же распевы, пластичность, присущие народной манере пения). Для концертных выступлений в оперном театре в свое время создали несколько театрализованных представлений: «Вечер неаполитанской песни», вечер татарского романса  «Приди ко мне как солнце». В них принимал участие и Х.Бигичев. Со сдержанной страстностью пел он мелодраматическую песню «Скажите, девушки» Р.Фальво, песни С.Садыковой («На тихой тропинке ива качается», «Течет река Итиль»), Р.Яхина («В душе весна»), А.Ключарева («Любуясь Волгой»). В рецензиях отмечали, что на долю певца, например, на вечере татарского романа выпал наибольший успех.

Часто Х.Бигичев выступал в филармонических концертах: авторских вечерах Р.Яхина, Н.Жиганова, Б.Мулюкова, Ф.Ахметова, в других юбилейных и праздничных концертах. Его голос звучал на пленумах и съездах Союза композиторов Татарстана. Можно сказать, что ни один крупный концерт не обходился без участия в нем Х.Бигичева. Выступления с произведениями камерной вокальной музыки дают возможность петь меццо воче – то есть в тихой динамике, но хорошим, ясно слышимым звуком. Владение этим навыком – показатель высокого мастерства певцов. Использование Х.Бигичевым этого вокального приема  в связи с его очень сильным голосом обращало на себя  особое внимание. Концерты певца проходили в различных регионах республики и страны. А.Айдарская – дочь композитора С.Садыковой, в прошлом балерина нашего театра – вспоминает сегодня о том фуроре, который сопровождал выступление Х.Бигичева в Москве на концерте из произведений ее матери. Особенно большое впечатление произвело на слушателей  завершение одного из концертов песней «Течет река Итиль». Это произведение – последнее в творчестве С.Садыковой. Его называют творческим завещанием композитора. Сара Садыкова не успела полностью оформить песню. Сохранилась только одноголосная мелодия. Но Х.Бигичев спел ее так, что она стала кульминацией вечера. Народные песни и песни татарских композиторов певец исполнял в сопровождении оркестра, фортепиано, баяна и различных камерных ансамблей, в дуэте с другими вокалистами. Часть песен и оперных номеров представлена на пластинках, а потом появились многочисленные компакт-диски, где голос певца записан как соло, так и в дуэте с супругой - народной артистки Республики Татарстан З.Сахабиевой–Бигичевой.  Записи фрагментов из опер, романсов, народных и эстрадных песен дают представление обо всех основных четырех направлениях в деятельности певца. Х.Бигичев – один из редких татарских певцов, у которых такой   разнообразный репертуар. В каждой названной области  он ярко себя проявил.

Многие композиторы создавали свои песни, рассчитывая, что первым исполнителем будет Х.Бигичев. Среди них: народная артистка РТ, певица и композитор Сара Садыкова (песня «Впервые увидел», «Течет река Итиль»), народный артист СССР Рустем Яхин (песня «Войду я в лес»). С этими композиторами Х.Бигичева связывали дружеские отношения. В музыке Р.Яхина певец выделял помимо задушевности, искренности, также и то, что композитор «понимает природу вокала, чувствует голос певца». Х.Бигичев познакомился с композитором еще в студенческие годы. Он первый исполнитель некоторых произведений Р.Яхина. Оказывается, композитор трактовал «Войду я в лес» как восторженный романс, быстрый по темпу, наподобие своей же песни «В душе весна». А Х.Бигичев представлял  это произведение иначе: близким к народной песне. Он предложил соответствующее исполнение: задушевное, лирическое и распевное, которое понравилось композитору и было им принято.

В репертуар Х.Бигичева входили татарские народные песни различных жанров, но больше всего протяжных: «Дремучий лес», «Тафтиляу», «Галиябану», «Асылъяр» и многие другие. Протяжные песни, пожалуй, органично подходили к природе вокального аппарата Х.Бигичева. Он обладал большим дыханием, особенно необходимым для исполнения этих песен, являющихся одним из самых сложных жанров татарского фольклора. В пении Х.Бигичева привлекала мягкость, гибкость исполнения, обращал на себя внимание ясный и светлый звук. Х.Бигичев хорошо владел непростым искусством мелодической орнаментации, которая является неотъемлемым элементом протяжных песен казанских татар. Но главным для себя он считал – и это особенно ценилось слушателями – умение выразить поэтичную, сокровенную и глубокую душу народной песни. Даже в задорной диалогической песне «Зятек», которую он пел вместе с З.Сахабиевой – Бигичевой, скерцозность сочетается с лирической задушевностью.
 
Исполнение Х.Бигичевым народных песен, произведений камерной вокальной музыки татарских композиторов, также как и оперных партий,  отличалось индивидуальной манерой. Его лирико-драматический тенор выделялся характерной и незабываемой «бигичевской» окраской, привлекал силой звучания, полнотой диапазона, красотой тембра, стабильными верхними нотами.

Гузель  Юнусова