КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Визитная карточка праздника

Визитная карточка праздника

29 ИЮНЯ 2022

ХХХV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, проходивший в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, открылся новой постановкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Казалось бы, май – и рождественская история… Но, во-первых, для сказки подходит любое время года, а во-вторых, у Татарского театра был весомый повод представить премьеру: 30 лет назад, в мае 1992 года, Нуреев, приглашённый в Казань легендарным директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, продирижировал этим балетом. Партию Маши-Принцессы исполнила выдающаяся балерина, солистка Большого театра Надежда Павлова. Тогда же Рудольф Нуреев дал согласие назвать казанский Международный фестиваль классического балета своим именем.

И вот перед зрителями, до отказа заполнившими зал, предстал «Щелкунчик»-2022. В основе спектакля – хореография Василия Ивановича Вайнонена (1901–1964), чья постановка «Щелкунчика» 1934 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас – Мариинский театр) стала образцовой для советского балета и остаётся таковой в России и в наше время. (Первую постановку «Щелкунчика» создал Лев Иванов в 1892 году в Мариинском театре, но она не сохранилась.) Кстати, Нуреев в 1961 году танцевал Принца в «Щелкунчике» в Кировском театре.

Обновлённый «Щелкунчик» вышел в редакции художественного руководителя балета Татарского театра Владимира Яковлева – деликатной и уместной: более интенсивной и «настоящей» стала битва оловянных солдатиков с армией мышей (Мышиный король – Максим Поцелуйко), а сцена празднования Рождества у ёлки напиталась детской искренностью и радостью за счёт включения в состав исполнителей учащихся Казанского хореографического училища. В казанской версии балет из трёхактного стал двухактным, что, конечно, более удобно для зрителей-детей.

Весело, игриво, празднично звучала увертюра балета в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра театра Рената Салаватова. Этой увертюрой маэстро задал тон спектаклю и держал его в тонусе до последней ноты и последнего па. Ренат Салаватов великолепно знает не только партитуру балета, но и его хореографию и особенности солистов, поэтому, когда он за пультом, танцевать, по словам исполнителей, очень удобно.

Главные партии в первый день премьеры исполнили прима-балерина Татарского театра Кристина Андреева (Маша-Принцесса) и премьер Большого театра Семён Чудин (Щелкунчик-Принц). Андреева, балерина сказочной красоты с совершенными линиями, оказалась нежной, трогательной Машей. Она исполняла вариации с невероятной лёгкостью и изяществом, как и следует принцессе, а дуэт со статным и изумительно техничным Чудиным стал образцом искусства партнёрства в танце. Недаром во время встречи Принца и Маши оркестр наращивает звук и делает его торжественным и значимым. Семён Чудин был обаятельным, романтичным, обходительным Принцем, даже не хотелось верить, что это всё-таки не Принц, а артист.

Во втором показе в главных партиях блистали прима-балерина и премьер Татарского театра Аманда Гомес и Вагнер Карвальо – выпускники бразильского филиала Московской академии хореографии, победители шоу «Большой балет» 2018 года и призёры недавно закончившегося Московского международного конкурса артистов балета (у Вагнера – первая премия в дуэтном танце, у Аманды – вторая). Темпераментная, ослепляющая южным типом красоты и прекрасными пропорциями, Аманда поражала идеальным балансом и в целом танцем, доведённым до совершенства, но при этом её танец был не механическим, а образным. Принц у Карвальо получился энергичным, деятельным, бесконечно влюблённым в Машу-Принцессу и тоже на редкость техничным, так что у этой пары не было шанса не произвести фурор.

Гибкий, представительный премьер Татарского театра Артём Белов был идеален для партии Дроссельмейстера. Он очень элегантно играет со своей волшебной палочкой, которая по воле художника-постановщика Анатолия Нежного и художника по свету Сергея Шевченко (оба из Москвы) зависает в воздухе и не падает. Затем Дроссельмейстер передаёт палочку одному из детей у ёлки, а тот, видимо, не зная, как обращаться с таким чудом, отдаёт её своей маме.

Кукла Коломбина в исполнении Натальи Мурзиной – ни дать ни взять механическая кукла с богатым спектром движений. Фаяз Валиахметов (Арапчонок) впечатлил разнообразием и сложностью прыжков, уверенным, стремительным пируэтом, а затем, поиграв с огромными букетами цветов, подарил их Коломбине. Во II акте в Восточном танце (соло) запомнилась невероятно гибкая, пластичная и музыкальная Алина Штейнберг с фантастически выразительными руками. В какой-то момент Алина сложилась назад так же легко, как балерины складываются вперёд! Ей очень шёл бирюзовый костюм и головной убор с кисточкой, и этот костюм идеально соответствовал хореографии номера.

Звуки челесты в оркестре в Вальсе снежинок – словно предвестники чуда, сам вальс – воплощение чуда балетного театра: потрясающе красивая музыка и такой же потрясающе красивый танец в исполнении вышколенного кордебалета Татарского театра! А мерцающие звёздочки на пачках Снежинок и миниатюрные «ледяные» скипетры в их руках добавляли волшебности действу. Анатолий Нежный сделал антураж балетной сказки очень ярким и выразительным: изумительно живописны разноцветные дома на улице городка, а в доме Штальбаума (Шакир Магусев) – витражные окна, пышная ёлка до потолка, светящаяся игрушками и множеством зажжённых свечей, крупные напольные часы, которые «возглавляет» готовый взлететь филин с огромными глазами. Мышиный король выезжает на сцену в бричке, запряжённой двумя могучими мышами. А Маша и Принц отправляются в своё фантазийное путешествие в гигантском ёлочном шаре!

В казанском «Щелкунчике» всё переливается множеством красок, всё фантастично, но и реалистично. И май «приютил» рождественскую сказку не хуже, чем декабрь.