КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Вадим Эйленкриг о фестивале "Ветер перемен": Татарская музыка - это экзотика, люди пошли на что-то новое

Вадим Эйленкриг о фестивале "Ветер перемен": Татарская музыка - это экзотика, люди пошли на что-то новое

17 ДЕКАБРЯ 2022

На сцене Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в седьмой раз прошел фестиваль татарской песни "Ветер перемен". Это масштабные по составу участников концерты, в которых заняты не только певцы, но и струнная группа оркестра оперного театра, оркестр Вадима Эйленкрига, балет "Street Jazz", приглашенные музыканты. Концерты фестиваля проходят не только в Казани, но и "гастролировали" в России и за рубежом. Музыкальный руководитель фестиваля известный джазовый музыкант Вадим Эйленкриг рассказал "РГ" о фестивале.

 Как вообще вы, джазовый музыкант, оказались руководителем фестиваля татарской песни?

Вадим Эйленкриг: Меня пригласил директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов по какой-то невероятной рекомендации. Как раз за год до этого у меня появился оркестр Eilenkrig Orchestra, созданный для проекта "Танцы со звездами", и там также познакомился с дирижером Стасом Курбацким, бессменным дирижером проекта "Ветер перемен". Так что мое участие в этом проекте - череда случайностей.

Как выбираются песни и солисты для участия в этом фестивале?

Вадим Эйленкриг: За это у нас отвечает народная артистка России и Татарстана, певица Венера Ганеева. А в моей зоне ответственности - обработки, аранжировки, общее художественное руководство.

Вы - джазовый музыкант, в проекте мало джаза, но много других стилей эстрадной музыки.

Вадим Эйленкриг: Да, к сожалению, джаза в проекте мало. У нас есть поп, рок, баллады, латина, композиции в стиле Фрэнка Синатры, психоделика даже. Но я джазовый музыкант с академическим образованием и с большим опытом игры популярной музыки. Собственно поп музыку и делают профессиональные музыканты, получившие академическое или джазовое образование.

Фестиваль длится всего два дня, но готовится целый год?

Вадим Эйленкриг: Мы приезжаем сюда несколько раз в году. В этом году, например, был целый месяц шестичасовых репетиций, почти 200 часов репетиций уже с оркестром. А до того самое главное - отобрать песни, потом понять, в какой стилистике песню лучше подать, затем песни аранжируются, потом слушаем - что-то не подходит, что-то не нравится, что-то получается совсем не по-татарски, тогда вносим еще изменения. Мы всегда балансируем на удивительной грани - сохранить национальную специфику, но при этом, чтобы не было слишком прямолинейно татарское. Я вижу смысл этого проекта не только в исполнении песен, хотя за эти годы, не считая мощнейшей истории с мюзиклом Эльмира Низамова "Алтын Казан", мы сделали порядка двух сотен аранжировок песен в разных стилях. Но мы записали все эти песни, есть ноты, это можно исполнять, на это можно ориентироваться композиторам, аранжировщикам. А в 2020 году у нас прошел блестящий аншлаговый концерт фестиваля в Карнеги-холле. У нас там теперь открытая история, они знают, что мы соберем зал, и нас ждут.

Полный зал в Нью-Йорке - это интерес к экзотике?

Вадим Эйленкриг: Не только. Во-первых, Карнеги-холл - это знаковое место, куда хотят попасть туристы. Во-вторых, симфо-джазовый оркестр с певцами на афише - сочетание привлекательное, тем более, в этом зале гарантированы только высококлассные музыканты. Да, татарская музыка - это экзотика. Люди пошли на что-то новое. И, мне кажется, что это новое мы очень правильно им представили. Во всяком случае, эти 2800 человек из разных точек мира точно скажут, что татарская музыка - это очень хорошо.

А что остается татарского после аранжировок, смены стиля? Как определить татарское в эстрадной песне?

Вадим Эйленкриг: Мы не берем мон - это то, что нельзя даже толком определить, специфическая подача голоса в национальной татарской музыке. Если мы говорим про инструменты, то баян - это немецкий инструмент. Если мы говорим про пентатонику (ладовую основу татарской музыки) - это абсолютно китайское изобретение, их культуре - десять тысяч лет. Две уникальные вещи: язык, текст и специфическая мелизматика (украшения) - форшлаги, опевания нот, очень тонкие моменты, которые ложатся на слух, именно они делают эту музыку татарской.

Главный смысл этого проекта?

Вадим Эйленкриг: Этот смысл даже не в том, чтобы миру показать татарскую музыку, но в самом Татарстане есть огромное количество молодых людей, которые не слушают татарскую музыку, потому что она не говорит с ними на понятном им мелодическом языке, ритмическом, стилистическом. Этот проект - во многом для них, чтобы они соприкасались со своей культурой. Это - как в моде. Нельзя сегодняшних горожан нарядить в национальную деревенскую одежду XVII века, но можно привнести детали, и если это будет стильно сделано, будет пользоваться спросом. Потому что красиво.

Насколько такой проект долгоиграющий?

Вадим Эйленкриг: Это не конкурс исполнителей, это фестиваль музыки. Мы стараемся приглашать самых лучших, самых интересных, самых профессиональных музыкантов, но - скажу страшную вещь - исполнитель в этом проекте вторичен. Это фестиваль, прежде всего, самой музыки, песни. Понятно, что проект когда-то закончится. У меня были опасения и на второй, и на третий год. Но сейчас появляются новые люди в проекте, приходят композиторы с образованием, владеющие стилем, жанрами, родился замечательный мюзикл "Алтын Казан" - первый татарский мюзикл Эльмира Низамова, молодого, очень профессионального композитора, знающего и любящего национальную культуру, при этом мыслящего по-европейски. Появился молодой талантливый композитор Миляуша Хайруллина. Конечно же, все время звучат песни выдающегося композитора Татарстана Резеды Ахияровой. В прошлом году казалось, что был лучший сезон по музыке. Сейчас кажется, что лучший в этот раз. Поэтому, знаю точно - мы не выдыхаемся.