КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ В Казани Шаляпинский фестиваль открылся патриотичной оперой «Жизнь за царя»

В Казани Шаляпинский фестиваль открылся патриотичной оперой «Жизнь за царя»

04 ФЕВРАЛЯ 2024

Это историческая во всех смыслах веха для Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Лейтмотив созданной 188 лет назад первой русской оперы – «Всех врагов Руси мы смертью покараем», вызвал горячий отклик в зале. Проникшись моментом, публика бурно аплодировала создателям современной постановки «Жизнь за царя».

Четвертая «Жизнь за царя» на казанской сцене

За дирижерским пультом 2 февраля стоял маэстро Валерий Гергиев, а во второй день премьеры 3 февраля – музыкальный руководитель постановки «Жизнь за царя» Андрей Аниханов. В заглавной партии Ивана Сусанина оба вечера выступал солист Большого театра и театра им. М. Джалиля бас Михаил Казаков, партию его дочери Антониды исполнили прима казанской оперы Гульнора Гатина (2 февраля) и солистка Мариинского театра Светлана Москаленко (3 февраля), партию ополченца Собинина исполнил Кирилл Белов (Мариинский театр), в роли приемного сына Сусанина Вани на сцену вышла Екатерина Сергеева (Мариинский театр), партию Начальника польского отряда исполнил Айдар Нургаянов, Русского воина – Ирек Фаттахов (оба представляют театр им. М. Джалиля). Кстати, на днях стало известно, что Ирек Фаттахов удостоен премии им. Ф. Шаляпина, скорее всего, артисту вручат ее 13 февраля, в день рождения великого баса.

В картине Польского бала блестяще выступили артисты кордебалета и солисты казанской труппы Глеб Кораблев, Антон Полодюк, Александра Елагина, Лада Старкова. Здесь также необходимо отметить высочайший уровень артистов хора нашего театра (главный хормейстер Юрий Карпов).

Подчеркнем, что премьера оперы «Жизнь за царя» приурочена к 150-летию казанской оперы. Впервые в Казани ее представила труппа П.М. Медведева 26 августа 1874 года. Эта дата и стала точкой отсчета постоянных оперных сезонов в столице Казанской губернии. Впоследствии «Жизнь за царя» стала визитной карточкой медведевской труппы, количественно постановки данной оперы в 1870-е годы занимали первое место, оттеснив все остальные. А в мае 1889 года в партии Сусанина казанцы впервые увидели своего великого земляка Федора Ивановича Шаляпина. В ХХ веке первая народная опера Глинки ставилась в Казани дважды, но шла под названием «Иван Сусанин» (либретто 1939 года С. Городецкого) в 1951 и в 1968 годы.

С тех пор сменилось не одно театральное поколение, не удивительно, что нынешняя постановка вызвала среди казанцев ажиотаж. Посетившая премьеру «Жизни за царя» редактор отдела культуры «Вечерней Казани» отмечает, что в кои-то веки среди зрителей преобладали мужчины, чьи громкие аплодисменты усилили шквал оваций.

Подвиг для русского человека – это нормально

Режиссером-постановщиком спектакля выступил известный оперный режиссер Юрий Александров, которого с театром им. М. Джалиля связывает многолетнее творческое сотрудничество. Ранее Юрий Исаакович ставил в Казани спектакли «Аида», «Севильский цирюльник», «Любовный напиток», «Пиковая дама», «Паяцы», «Тоска» и даже был постановщиком двух первых сезонов фестиваля татарской песни «Ветер перемен».

– Раньше я в основном ставил романтические оперы, но время диктует репертуар, ведь в мире сейчас жесткая ситуация, – пояснил журналисту «Вечерней Казани» Юрий Александров. – Тема подвига, героизма простого человека и готовности его к самопожертвованию очень важна, что и показывают наши ребята на спецоперации. И вообще, спектакль о том, что подвиг для русского человека – не экстраординарная ситуация, это – нормально. Мы всю жизнь этим занимались – отстаивая свою страну и помогая другим странам остаться на плаву.

– И дело не в том, в каком стиле создан спектакль – в ориентации на традицию или современность, очень часто традиционное бывает очень современным, и наоборот. Считаю, что спектакль прежде всего должен быть умным, и чтобы человек вынес из него что-то для себя важное, – продолжил развивать свою мысль господин Александров. – И, конечно, великая музыка! Глинка для меня – как Пушкин в литературе. Так сложилось, что в наши дни опера «Жизнь за царя» очень востребована, и наш спектакль говорит о том, что сегодня волнует огромное количество людей в мире. В первую очередь это волнует и нас, жителей России, ведь мы находимся в центре событий. Я – патриот, и не скрываю этого. Когда начались события в Крыму, я поставил оперу «Крым» (2014, «Санкт-Петербургъ-Опера»), которая шла у нас с огромным успехом. В 2020 году я выпустил премьеру оперы «Молодая гвардия». Это замечательные и музыка, и темы. Потому что мы не птички, которые сидят в золотой клетке и чирикают. Когда у тебя в руках труппа, а это всегда молодые люди, и в таких ситуациях рождается их новое отношение к своей профессии, их понимание своего назначения.

– Какую версию либретто «Жизни за царя» вы взяли за основу – 1836 или 1939 года, когда текст оперы был переписан с учетом советской идеологии?

– Это компиляция из двух редакций, потому что было желание сделать произведение более компактным, спектакль у нас идет как кино – в режиме нон-стоп, практически без перерывов. Естественно, мы хотели оставить в основе русское начало оперы, ювелирно купировав лишь «итальянские» повторы, но весь музыкальный материал остался неприкосновенным. Текст барона фон Розена более русский, а второй вариант – Городецкого – с уклоном в соответствии с советской эпохой, и он мне нравился меньше. Понимаете, это ведь не «Евгений Онегин» Чайковского в смысле текста. Михаил Глинка написал гениальную музыку, и только потом на нее писались тексты, то есть они вторичны.

По словам Юрия Александрова, опера сейчас опережает все виды театрального искусства, она стала концептуальной и во многом социальной, и в этом ее сильная сторона.

– Сейчас в оперный жанр идет много кино- и драматических режиссеров, потому что хор – это великая краска, когда эмоции двух героев усиливаются сотней голосов, – продолжил режиссер. – Опера – удивительное искусство, и к нему следует относиться с предельной серьезностью. В ней все диктует партитура. Если ты ее не можешь читать, то ничего не сделаешь. Все зашифровано в музыке, каждая пауза имеет значение. Это называется музыкальная драматургия, которую режиссеру необходимо понимать. Ну а если нет… Иногда чья-то идея совпадает, и тогда говорят: смотрите, как драматические режиссеры «обскакивают» полудохлых музыкальных… Но чаще это все мимо. Меня тут спросили, возможно ли поставить «Жизнь за царя» не в классическом стиле, а в эстетике модерна. Послушайте, модерн придумали не режиссеры, а импресарио, потому что так дешевле. В секонд-хэнде можно по цене одного исторически достоверного костюма одеть всех артистов спектакля, да и ставить его намного проще. Если актриса в трусах или шортах, а герой в тренировочных штанах, им общаться проще, чем если бы на даме было платье с четырехметровым шлейфом… Я настаиваю на том, что современный спектакль – это не тряпки, а прежде всего – идеи и мысли. О чем мы плачем и мечтаем, чего хотим – об этом говорит и спрашивает зрителя наш новый спектакль.

Бурная эклектика: язычество вперемешку с православием

Художником-постановщиком казанской постановки «Жизни за царя» выступил Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург). В изданном к премьере буклете Окунев пишет: «Важное смысловое значение в постановке имеет пролог, задающий тон всему спектаклю. Перед зрителем предстает огромный барельеф, в котором, как в коллаже, собраны воедино разные этапы многовековой истории России. Один из таких фрагментов – сюжет, связанный с подвигом Ивана Сусанина, имевший место в начале XVII века в период похода польского войска на Москву. Эта история оживает на наших глазах. В разных сценах и картинах оперы, как элементы большого пазла, затем появляются и другие детали пролога».

Художник Окунев уклонился от непосредственного общения с прессой. А жаль. Потому что к его видению сценического пространства оперы остались вопросы. Во-первых, крепостной крестьянин Сусанин предстает перед нами эдаким зажиточным «средним классом», во всяком случае, на такие мысли наводит его двухэтажная изба (более похожая на палату купца) и ее внутренне убранство.

Во-вторых, на первом плане мы видим колонны с вырезанными на них языческими идолищами. Словно это не крестьянская изба, а капище. И внутри, и снаружи изба обильно украшена солярными символами (которые широко распространены и в наши дни), но при этом на языческом коловрате внутри помещения висит… икона, которой православный Сусанин благословляет молодых. Добавим, что действие оперы происходит в 1613 году, когда с момента Крещения Руси прошло 625 лет. Поневоле будешь сомневаться в предлагаемом видении г-на Окунева: ну не мог православный Сусанин жить в избе с языческими символами. Кстати, не заметила я на сцене и «красного угла» с иконами.

Недоумение вызвала и печь, которая, как известно, в русской избе традиционно занимала едва ли не четверть пространства. Однако вместе нее на сцене неожиданным образом появилась маленькая кафельная европейская. Вряд ли крепостной Сусанин мог себе позволить изразцовую печь, более подходящую для дома зажиточного купца. Тем более, что расцвет русских изразцов начался лишь во второй половине XVII века и достиг своего пика при императоре Петре Первом. Вопрос: откуда такая роскошь в избе крепостного крестьянина?

Театральные новости из первых рук

150-летию Казанской оперы будет посвящен целый ряд событий, которые пройдут в течение всего года и завершатся на следующем Шаляпинском фестивале в феврале 2025 года.

– В советское время практически не говорилось о Казанской опере дореволюционного периода, и складывалось впечатление, что театр начал существование с чистого листа, а именно со спектакля «Качкын» композитора Назиба Жиганова в 1939 году, либо точкой отсчета считают 1934 год, когда Совет народных комиссаров ТАССР принял постановление об организации в Казани государственного оперного театра и тогда же создали Татарскую оперную студию при Московской консерватории для подготовки кадров для будущего коллектива, – рассказал «Вечерней Казани» директор театра им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. – Но ведь опера существовала в столице Казанской губернии и в девятнадцатом веке, причем на таком уровне, что город именовали не иначе как Поволжскими Афинами! Казань стала третьим за пределами столиц центром России, в котором на постоянной основе функционировала оперная труппа. Это произошло благодаря антрепренеру Медведеву. Музыкально-театральная жизнь Казани до революции была необычайно насыщенной. Публика имела возможность познакомиться с обширным репертуаром, а некоторые оперы были поставлены на казанской сцене даже раньше, чем в Императорских театрах. Эту важную часть нашей истории и духовной культуры нельзя забывать!

– Поговорим о настоящем и будущем театре: какие новинки ожидают казанцев?

– Юбилею Казанской оперы посвящен не только Шаляпинский, но и Нуриевский балетный фестиваль. В течение 2024 года на телеканале «Россия» пройдет цикл передач, посвященных нашему театру, состоятся трансляции наших постановок – «Корсара», «Трубадура», «Паяцев». Дополнительно «Культура» снимет летом для предстоящих показов в кинотеатрах и на канале еще четыре казанские постановки – оперы «Джалиль», «Любовь поэта» и «Жизнь за царя», а также балет «Шурале». Таким образом, семь наших постановок увидит вся Россия. Нам предстоят гастроли в Москву: с 5 по 12 сентября выступим на Исторической сцене Государственного академического Большого театра. В программу войдут оперы «Жизнь за царя» и «Сююмбике», балеты «Иакинф» и «Грек Зорба» (в постановке Лорки Мясина откроет в мае фестиваль имени Рудольфа Нуреева). Также осенью ждем выход в свет книги о театре, над ней сейчас работает авторский коллектив во главе с ректором Казанской консерватории Вадимом Дулат-Алеевым. Это будет богато иллюстрированное издание, собравшее основные события полуторавекового пути развития оперы в Казани.

В беседе с журналистом «Вечерней Казани» Рауфаль Мухаметзянов также сообщил, что сорок третий Шаляпинский фестиваль откроется премьерой оперы «Кармен», которую поставит итальянский режиссер. Есть новость для поклонников таланта народного артиста СССР Владимира Васильева, которому в апреле исполнится 85 лет. ТАГТОиБ им. М. Джалиля отмечал на своей сцене предыдущие юбилеи артиста (75 и 80 лет), созданные Васильевым постановки затем показывали на Исторической сцене Большого театра.

– Рауфаль Сабирович, как движется создание оперы «Шаляпин», о чем было объявлено в конце прошлого года?

– Процесс этот не быстрый. Скажем так: «Шаляпин» пишется. Автором либретто стал москвич Константин Сергеевич Рубинский, а музыку к постановке создает наш молодой композитор Эльмир Низамов.

Остается добавить, что 150-летие Казанской оперы удивительным образом совпадает и с 75-летием директора ТАГТОиБ им. М. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, который отметит юбилей в ноябре. Об уникальной личности директора и его выдающейся роли в создании новой эры казанской оперы и балета мы расскажем в другой публикации.