КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Равный столичному статусу Казани

Равный столичному статусу Казани

06 ИЮЛЯ 2023

Ежегодно в майские дни столица Татарстана становится еще и столицей балета. Уже в 36-й раз здесь прошел Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева. Это самый крупномасштабный балетный фестиваль России и по длительности (почти три недели), и по количеству событий и участников (продюсер - Айдар Шайдуллин). Даже заключительный гала-концерт дают дважды, так велик зрительский интерес. Еще этот фестиваль в лучшем смысле слова традиционен. Его программа в основе стабильна, притом классические спектакли идут либо в новой редакции, либо в новом оформлении, либо в прежнем виде. И каждый раз возникает невольное сравнение, даже состязание «своих» солистов с приглашенными звездами, и «счет» нередко оказывается «в ничью». Да и кто может выдержать сравнение с казанской примой Кристиной Андреевой - балериной экстра-класса, для которой нет ничего невозможного, или с другой примой - экзотической красавицей бразильянкой Амандой Гомес?

Отклик на каждое событие праздника можно найти на сайте театра в рубрике «Дневник фестиваля». Автор рецензий - многоопытный «насмотренный» московский критик Александр Максов. Поэтому расскажем о том, что произвело наибольшее впечатление.

Первое и главное - высокая культура театра, заявляющая о себе во всех слагаемых балетного спектакля и не только. Много лет - с 2006 года - на сцену выходит со вступительным словом профессор Сергей Коробков - мастер этого редкого жанра. Помимо богатой историко-культурной информации, оратор подкупает импровизационной свободой подачи материала и его интригующим сюжетом, непременно связанным с личностью и судьбой Нуреева. Публика знает и ценит неутомимого просветителя, встречая и провожая его овацией. Коробкову принадлежит и блистательное эссе «К 85-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева» в буклете фестиваля. К слову, отметим литературную часть театра, снабжающую зрителей содержательными, красочно оформленными буклетами как самого фестиваля, так и каждого спектакля.

Симфонический оркестр театра звучал превосходно под управлением главного дирижера Рената Салаватова и четырех приглашенных маэстро - Андрея Аниханова, Айрата Кашаева, Нуржана Байбусинова, Карена Дургаряна. Театр не пожалел средств на оформление балетов, радующих глаз прямо-таки имперской роскошью декораций и костюмов.

Все же самое сильное впечатление произвела балетная труппа. В первую очередь, нужно воздать должное артистам кордебалета, с честью выдержавшим колоссальную нагрузку. Женщины отличились в классике, особенно удалась знаменитая картина «Тени» в «Баядерке», сравнимая по уровню мастерства с лучшими мировыми труппами. Мужчины обжигали темпераментом в характерных танцах «Корсара», «Дон Кихота», «Баядерки», устрашали мощью батальных сцен в «Золотой орде» (репетиторы Елена Кострова, Луиза Мухаметгалеева, Валентина Прокопова).

Труппа располагает отрядом превосходных солистов, способных превратить небольшой номер в поэтическую миниатюру. Нужно ли говорить, что в каждом спектакле казанские артисты создавали достойный «антураж» для солистов-гостей. В подавляющем большинстве ими, по обыкновению, оказались москвичи, притом в одном спектакле могли встретиться представители разных театров. Так возлюбленным Жизели Ксении Шевцовой (МАМТ) стал граф Альберт Семена Чудина (Большой театр), а Повелительницей виллис Миртой - Вероника Варновская («Кремлевский балет»). Казанская прима Кристина Андреева-Принцесса Аврора танцевала с Принцем Дезире-Дмитрием Выскубенко (Большой театр) и феей Сирени-Алиной Каичевой («Кремлевский балет»). Героинь «Корсара» поделили Екатерина Первушина-Медора («Кремлевский балет») и Камила Исмагилова-Гюльнара (МАМТ). «Дон Кихот» достался Большому с Елизаветой Кокоревой-Китри, Ольгой Марченко-Уличной танцовщицей, Алексеем Путинцевым-Базилем, Дмитрием Екатерининым-Эспада.

Своего рода бенефисом Большого обернулась «Анюта» с Марией Виноградовой-Анютой, Денисом Савиным-Петром Леонтьевичем, Владиславом Лантратовым-Студентом и Игорем Цвирко-Модестом Алексеевичем, имевшим особенно громкий успех. Бенефициантом можно назвать и Санкт-Петербургский Михайловский театр, завладевший «Баядеркой». Как петербурженке, мне особенно дорог исключительный успех Анжелины Воронцовой-Никии, показавшей высочайший класс мастерства, ее партнера Эрнеста Латыпова - пылкого, чувственного Солора и Анастасии Смирновой-Гамзатти.

После долгого перерыва с интересом ожидалась встреча с балетом Республики Беларусь. Балетмейстер Ольга Костель предложила оригинальное хореографическое прочтение романа «Анна Каренина». Ключевую тему балета - мятежная героиня и безжалостное общество - психологически убедительно, с экспрессией донесли обе исполнительницы заглавной роли - Людмила Хитрова и Марина Вежновец, их партнеры Константин Белохвостик, Антон Кравченко (Вронский), Игорь Артамонов (Каренин), Владимир Руда, Александр Мисиюк (Левин), Виктория Тренкина (Кити) и кордебалет.

По традиции в программу фестиваля вошел бренд театра - грандиозный балет «Золотая орда». Здесь на одну женскую роль Джанике (Аманда Гомес) приходится шесть мужских, явивших созвездие мастеров. Это Михаил Тимаев - Дух хана Батыя, Максим Поцелуйко - Токтамыш, Антон Полодюк - Мурза, Олег Ивенко - Нурадин, Алессандро Каггеджи - Визирь, Глеб Кораблев - Тимур. К названным солистам нужно прибавить Ильнура Гайфуллина, Вагнера де Карвальо и Артема Белова, украсивших другие спектакли фестиваля.

Достойным завершением праздника стал Гала-концерт, прошедший дважды. Многообещающей оказалась уже заставка, посвященная Нурееву. Под звуки Концерта для фортепиано с оркестром Рустема Яхина в исполнении Даниила Казакова танцевал ... молодой, красивый Нуреев. Удивительным образом музыка совпадала с движениями артиста, снятого на кинопленку, и возникал эффект живого присутствия Нуреева здесь, сейчас, на сцене казанского театра.

Интересно был выстроен и сам концерт: в первом отделении современная хореография (конец ХХ - начало ХХI века), во втором - классический и характерный танец, то есть от сиюминутного - к вечному. В первой части преобладали дуэты, разбавленные двумя шуточными монологами, сочиненными Александром Могилевым. Один - «Слезы» - разыграл, непринужденно танцуя, обаятельный Олег Ивенко, во втором сам автор, не сходя с места, прокомментировал отзывчивым к малейшему импульсу телом текст песни Джона Леннона.

Дуэты явили едва ли не весь спектр взаимоотношений мужчины и женщины: от эротики - брутальной, истеричной, экстравагантной, до лирики - уютно-домашней, утонченно элегической и, наконец, упоительно бравурной. Дуэт молодого счастья на музыку Сергея Рахманинова (хореография А. Мессерера), с блеском исполненный А. Гомес и М. Тимаевым, стал как бы заставкой к премьере балета «Сюита Рахманинова».

Автор камерного опуса Алессандро Каггеджи - солист балета и молодой, но достаточно опытный хореограф, автор сорока миниатюр - посвятил свое сочинение любимому композитору в честь его 150-летия. Решающее достоинство изобретательной хореографии Каггеджи - слиянность с музыкой, ее настроениями и внутренней логикой. Номера сюиты для шести пар танцовщиков - ансамбли, соло, дуэты, трио - скрепил ненавязчивый мотив соперничества в любви и творчестве, «снимаемый» дружной работой, увлеченностью профессией, в основе которой союз танца и музыки. Об этом финал балета: танцовщики отвесили глубокий поклон пианисту Евгению Михайлову, исполнившему произведения Рахманинова. Музыкально и оформление балета - черно-белые костюмы артистов и черные клавиши на белом панно с автографом великого композитора и пианиста.

Театр не забыл и о юбилее Арама Хачатуряна. В честь его 120-летия оркестр открыл второе отделение Гала-концерта пламенной музыкой к «Маскараду» Лермонтова, а в программу включили картину «Курды» из балета «Гаянэ» Хачатуряна, с подъемом исполненную А. Гомес, О. Ивенко, В. де Карвальо и кордебалетом. Не только этот фрагмент, но и все другие номера, в том числе экстатические «Баски» из «Пламени Парижа», придали завершению фестиваля мажорную, праздничную тональность. Это сказалось и в подборе репертуара, и в отточенном мастерстве исполнителей, среди которых впервые оказались солисты Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона, познакомившие зрителей с уникальным наследием неподражаемого хореографа.

Рассказ обо всех участниках Гала-концерта потребовал бы специального очерка, потому ограничимся их громкими именами. Кроме названных выше, это Дарья Хохлова, Наталья Сомова, Эрика Микиртчиева, Алла Бочарова, Нурея Картамысова, Татьяна Мельник, Мана Кувабара, Артемий Беляков, Денис Климук, Кирилл Вычужанин, Дмитрий Соболев, Бахияр Адамжан. Количество балетных звезд и звездочек, как и переполненный зрительный зал, свидетельствуют о размахе и престиже Нуреевского фестиваля, отметившего в этом году тридцатую годовщину. Долголетие и триумфальный успех нынешнего праздника - заслуга художественного руководителя балета Владимира Яковлева, выступившего еще и в качестве режиссера-постановщика Гала-концерта. Заметим, что на ответственном посту он продуктивно трудится уже три десятилетия, то есть является сверстником фестиваля. Необходимо выразить признательность и всем службам театра, и его директору Рауфалю Мухаметзянову. Благодаря им красавица Казань имеет равные ее столичному статусу балет и именной фестиваль.


Поделитесь в социальных сетях

Информация о прессе

Автор:

Ольга Розанова

СМИ:

"Страстной бульвар" №10-260/2023

Источник:

http://www.strast10.ru/node/6397