КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ От «Жизели» до «Золотой Орды»

От «Жизели» до «Золотой Орды»

29 ИЮНЯ 2023

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) завершился ХХХVI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, старейший в России.

В этом году он был посвящен 85-летию со дня рождения знаменитого танцовщика и продолжался целых 19 дней. Кстати, фестиваль не случайно носит имя великого Руди. В 1992 году по приглашению легендарного директора Татарского театра имени Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, который и сейчас возглавляет его, Нуриев приехал в Казань для участия в Фестивале классического балета, где продирижировал спектаклем «Щелкунчик», по окончании которого дал своё согласие на то, чтобы казанский фестиваль носил его имя. С тех пор имя Нуриева реет над фестивалем, служа и маяком, и вершиной, к которой нужно стремиться, и знаком качества. Ведь недаром же он говорил, что «в каждом, кто будет выходить на сцену после меня, будет жить частичка меня».

В программу XXXVI фестиваля были включены, преимущественно, балеты, в которых танцевал сам «летающий татарин», а также спектакль-гость «Анна Каренина» в исполнении балетной труппы Национального Большого театра Республики Беларусь.

Очень ценно, что помимо шедевров балетной классики – таких, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица, «Баядерка», «Жизель» и «Дон Кихот», были показаны неоклассические балеты – «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина и «Золотая Орда» казанского композитора Резеды Ахияровой на либретто Народного поэта Татарстана Рената Хариса, хореография Георгия Ковтуна.

Несмотря на начавшийся дачный сезон и прекрасную солнечную погоду, стоявшую в Казани во все дни фестиваля, зал Татарского оперного театра был переполнен на всех спектаклях. И это неудивительно, ведь среди приглашённых солистов были прима-балерины и премьеры Большого и Мариинского театров, а также Михайловского театра (Санкт-Петербург), московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театра Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), Красноярского театра оперы и балета, Театра «Кремлевский балет» Государственного Кремлевского дворца, Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева (Йошкар-Ола), Венгерского национального балета и театра «Астана-Опера» (Казахстан).

Во многих спектаклях все главные и первые партии танцевали прима-балерины или ведущие солистки и два-три, а то и четыре, как, например, в «Анюте», премьера разных, но лучших в стране, да и мире театров! Где такое ещё можно увидеть?!

Но к спектаклям я вернусь чуть позже, а пока продолжаю рассказывать о фестивале.

Поскольку художественная линия Татарского театра оперы и балета – сохранять именно классическое наследие, то все балетные постановки – традиционные, а, значит, с сохранённой хореографией, с очень красивыми декорациями и костюмами, соответствующими содержанию балетов. В таких спектаклях артисты и чувствуют себя свободно, и исполняют свои партии, как правило, не только очень технично, но и высокохудожественно, создавая запоминающиеся образы.

В определенной мере этому способствует и то, что художественный руководитель балета Татарского театра и Нуриевского фестиваля Владимир Алексеевич Яковлев и в прошлом солистка Татарского театра, а в настоящее время – педагог Казанского хореографического училища Сания Хасановна Хантимирова – выпускники лучшей балетной школы мира – Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой (сейчас – Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, лёгкости, пластичности, мягкости. Сания Хантимирова рассказывает: «Профессор Ваганова при работе с солистами требовала очень выразительный корпус, нужно было танцевать «с руками», что и отличает русскую школу от итальянской, французской – у них более «засушенные» руки, но техника ног на высоте». В балетной труппе Татарского театра «с руками» танцуют не только солисты, но и кордебалет, поэтому кордебалетные сцены во всех постановках такие завораживающие.

Одним из спектаклей фестивальной программы была «Жизель».

Любовь – чувство хрупкое, как все нематериальные ценности в этом мире, и это идеально показала в партии Жизели тоненькая и невесомая прима-балерина Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Шевцова, демонстрировавшая чудеса балеринской техники и перевоплощения! Поразило превращение Жизели-девушки в Жизель-призрак, виллису. Шевцова во втором акте производила впечатление полной бестелесности, но при этом дважды безупречно повторила балетный трюк – па-де-бурре назад, спиной в кулисы. Премьер Большого театра Семен Чудин (Граф Альберт) – красивого балетного сложения, с горделивой осанкой, элегантный и изысканный. Он прекрасен и в сольных вариациях, и в дуэтах. Особенно впечатлили его прыжки вверх с бесконечным количеством виртуозно исполненных заносок. Премьер Татарского театра Михаил Тимаев (Ганс), помимо совершенной техники, восхитил эмоциональностью танца и полной погружённостью в образ - с момента первого появления Ганса на сцене, когда он трогательно и немного робко кладет букетик цветов к двери дома Жизели, до яростного соперничества с Альбертом и сцены гибели своей возлюбленной.

Солистка театра «Кремлевский балет» Вероника Варновская в партии Мирты впечатлила холодностью, властностью и шикарной техникой, а кордебалет казанской труппы в сцене виллис – идеальной синхронностью и красотой положения рук.

«Анюта» на музыку Валерия Гаврилина (это избранные сочинения композитора, составившие партитуру балета – работа, выполненная дирижёром Станиславом Горковенко) идёт в хореографии Владимира Васильева. Другой постановки на данный момент не существует. Интересно, что этот балет – первый случай в истории искусств, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионный фильм-балет «Анюта», поставленный в 1982 году режиссером А.А. Белинским (1928-2014) и балетмейстером В.В. Васильевым (либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее») имел огромный зрительский успех и популярность.

Музыка Гаврилина, особенно его гениальный вальс, рождает щемящие чувства, она очень образна, красочна и близка портретам героев Чехова. По признанию Владимира Васильева, вальс, с которого начинается действие, стал для него ключом к решению всего спектакля. В казанском спектакле Петра Леонтьевича исполнил премьер Большого театра Денис Савин, Анюту – ведущая солистка Большого театра Мария Виноградова, Модеста Алексеевича – премьер Большого театра Игорь Цвирко, Его Сиятельство – премьер Татарского театра оперы и балете Артем Белов, Студента – премьер Большого театра Владислав Лантратов, Студентку – первая солистка Татарского театра Александра Елагина. В этом балете важен актёрский талант танцовщиков и каждый из солистов его продемонстрировал: особенно ярки были Игорь Цвирко в комично-сатирической партии Модеста Алексеевича и Артём Белов (надменный, высокомерный Его Сиятельство).

«Дон Кихот» Минкуса (хореография Мариуса Петипа и Александра Горского, постановка Владимира Яковлева) – это балет-радость, балет-шампанское, искрящийся невероятным множеством и разнообразием танцев. В «Дон Кихоте» был задействован целый десант Большого театра: прима-балерина Елизавета Кокорева (Китри), первый солист Алексей Путинцев (Базиль), артист балета Дмитрий Екатеринин (Эспада) и ведущая солистка Ольга Марченкова (Уличная танцовщица). Повелительницу дриад воплощала ведущая солистка Кремлевского балета Анастасия Тетерина. Однако и солистки Татарского театра Алина Штейнберг (Танец с гитарой), Олеся Пичугина (Мерседес), Мана Кувабару (Амур), Лада Старкова (Цыганский танец) не уступали столичным гостям ни в технике танца, ни в выразительности. Изюминка казанской постановки – фламенко в феноменальном исполнении Анны Федоровой (Казань), но поскольку фламенко нет в партитуре балета, Анна выступала под щёлканье собственных кастаньет, что получалось у неё виртуозно. Азартная энергия танцев на фоне лёгкой и приподнятой атмосферы балета вызывала нескончаемые аплодисменты публики.

Трагическая «Баядерка» Людвига Минкуса (хореография Мариуса Петипа, постановка Владимира Яковлева) произвела чрезвычайно сильное впечатление, прежде всего, потому что Никию танцевала прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова.

Воронцова запоминается красивейшими линиями и редкой сегодня музыкальностью, лёгкая и чрезвычайно гибкая, она восхищает технически отточенным исполнением всех сложностей хореографии, коих в этой постановке множество. При этом Воронцова, истинная балерина, обладает не только полётностью, но и лиричностью, и трагедийностью, особенно необходимой для партии Никии. В знаменитом танце со змеей, исполняемом под печальное виолончельное соло (партия виолончели – Андрей Каминский), Анжелина своим танцем вызвала у зрителей слёзы – чрезвычайно редкое явление на балетных спектаклях.

Первый солист Михайловского театра Эрнест Латыпов (Солор) до уровня Воронцовой не дотягивал, а поддержками просто разочаровал. Не особо впечатлила и коллега Воронцовой и Латыпова по Михайловскому театру Анастасия Смирнова (Гамзатти). Зато актёрски потрясающ был премьер Татарского театра Артём Белов в партии Великого брамина. Он с такой отчаянной страстью протянул укушенной змеёй Никии, которую искренне любил, противоядие, что, казалось, этот жест невозможно отвергнуть. Увы, умирающая Никия решила иначе… Тогда он в безмерном отчаянии снял с себя и поставил на пол рядом с Никией свою корону…

Прекрасен был премьер Татарского театра Вагнер Карвальо в партии Золотого божка – чистота движений, четкость и фиксированность поз, уверенные прыжки и вращения.

Первая солистка Татарского театра Мана Кувабара с двумя ученицами Казанского хореографического училища очаровала публику обаянием, лёгкостью, техничностью и юмором, заложенном в танце.

Помимо танцев, количество и разнообразие которых в этой версии восхищает, персонажи наделены богатой и выразительной пантомимой, что делает спектакль насыщенным.

Потрясающей красоты и потусторонней магии третий акт – «Тени» - продемонстрировал, что кордебалет казанской труппы - не просто хороший, он – образцовый!

Трагизм постановки несколько разбавили мизансцены с проходом «настоящего» слона с белыми бивнями и демонстрацией охотниками громадного «убитого» тигра, джампе (Олеся Пичугина и Алина Штейнберг) и танец с попугаями в исполнении восьми солисток.

«Баядерка» занимала особое место в творчестве Рудольфа Нуриева – это последний балет, котором он станцевал, завершая свою карьеру. Он также создал свою хореографическую версию «Баядерки».

Директор Татарского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов вспоминает, что поразило его при встрече с Нуриевым: «Глаза! Выразительные глаза! При этом я сегодня вспоминаю высказывание Бежара. Когда его спросили, что для него главное в артисте балета, он совершенно неожиданно ответил: «Взгляд!».

В балете «Золотая Орда» – пять (!) главных мужских партий (Духа хана Батыя, Токтамыша, Мурзы, Нурадина и Визиря) и только одна женская (Джанике). «Золотая Орда» - большой, красивый, в классическом стиле полномасштабный балетный спектакль. Это не историческая хроника, а художественное произведение на тему одной из важных страниц истории – расцвета и падения великого государства Золотая Орда. В балете несколько тем – историческая, философская, любовная, личностная и бытовая и каждая из них красиво и убедительно разработана как композитором, так и хореографом. Хореографический язык «Золотой Орды» сложен, но прекрасен, а технические трудности легко преодолимы первоклассными солистами Татарского театра (Дух хана Батыя – Михаил Тимаев, Токтамыш, хан Золотой Орды – Максим Поцелуйко, Мурза, полководец хана – Антон Полодюк, Нурадин, сын Мурзы – Олег Ивенко, Визирь – Алессандро Каггеджи, Джанике – Аманда Гомес). Яркий и зрелищный танец павлинов, необыкновенный танец «Коран», сложнейшие вариации и поддержки – всем этим наполнен балет, как сундуки ханов – золотом.

А какая мощная и экспрессивная музыка! Мелодичная, яркая, многоплановая – в ней чувствуется мощь и масштаб государства Золотая Орда, его многогранная суть. В балете «Золотая Орда» есть ещё и могучая хоровая партия, так естественно в него вписанная, что кажется, что этот балет без хора невозможен (хормейстер – Нурия Джураева).

Тремя фестивальными спектаклями («Жизелью», «Анютой» и «Золотой Ордой») дирижировал Ренат Салаватов, главный дирижёр Татарского театра. В этом сезоне исполнилось 20 лет служения маэстро Салаватова в Театре имени Джалиля, поэтому репертуарные балеты этого театра у него уже в крови и плоти. Он тонко чувствует музыку, хорошо зная особенности солистов, всегда выбирает удобные темпы и создаёт прекрасный баланс звука оркестра. Недаром зрители аплодируют ему так же часто и горячо, как и танцовщикам.

Среди приглашенных на фестиваль дирижёров были также Айрат Кашаев (Москва), Андрей Аниханов (Волгоград), Нуржан Байбусинов (Казахстан) и Карен Дургарян (Армения).

Одна из традиций фестиваля – участие спектакля-гостя. На XXXVI форуме это был балет «Анна Каренина» Национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь на сборную музыку Петра Ильича Чайковского (хореография и постановка Ольги Костель). Сказать, что это большая удача белорусов – трудно. Нелепые декорации, одинаковые на протяжении всего спектакля – какие-то металлические столбы и пандусы с обеих сторон сцены (художник-постановщик – Андрей Костюченко); в костюмах мужчин-солистов - узкие брюки, не дававшие им возможности должным образом выполнять прыжки и вращения (художник по костюмам – Нина Гурло); однообразные, незатейливые танцы с большим количеством участников (видимо, хореограф решила, что количество танцовщиков заслонит невысокое качество хореографии) и пошлые жесты не вызывали желания досмотреть балет до конца, и только хороший уровень солистов (Анна Каренина – Людмила Хитрова и Марина Вежновец, Вронский – Константин Белохвостик и Антон Кравченко, Левин – Владимир Руда и Александр Мисиюк, Каренин – Игорь Артамонов, Кити – Виктория Тренкина) заставил меня не уйти в антракте.

Зато два гала-концерта компенсировали неудачный гостевой спектакль и яркой, разнообразной программой, и великолепными солистами, большинство из которых участвовало в спектаклях фестиваля (режиссёр-постановщик – Владимир Яковлев). Гала-концерт включал в себя даже премьеру: первый солист Татарского театра и хореограф Алессандро Каггеджи представил хореографическую миниатюру «Сюита Рахманинова» на музыку Сергея Рахманинова, в которой участвовал он сам и солисты балета Татарского театра.

Из редко исполняемых номеров зрители увидели «Слезы» Роя Орбисона (премьер Татарского театра Олег Ивенко), па-де-де из балета Хельстеда «Фестиваль цветов в Дженцано» (Мана Кувабара и Алессандро Каггеджи), сцены из балета Асафьева «Пламя Парижа» и многие другие.

В либретто «Золотой Орды» есть слова:

«Время быстро течёт,

Век за веком идёт…

Все меняется – земли и страны.

Время быстро течёт,

Но оно не уйдёт –

В нашем сердце живёт

Тех времён вековечная память!».

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева вносит свой грандиозный вклад в то, чтобы балеты Мариуса Петипа, Александра Горского, Жана Коралли, Жюля Перро, Льва Иванова, Константина Сергеева, Владимира Васильева и других великих хореографов, к которым после «Золотой Орды» можно отнести и Георгия Ковтуна, сохранялись в мировой истории искусств.

Поделитесь в социальных сетях

Информация о прессе

Автор:

Людмила Лаврова

СМИ:

Литературная газета

Источник: