КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Как прошел XXXVI Нуриевский фестиваль классического балета

Как прошел XXXVI Нуриевский фестиваль классического балета

06 ИЮЛЯ 2023

Май на отечественной карте классического балета уже 35 лет проходит под знаком Казани. С 1987 года в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля идет фестиваль академического танца, который после приезда Рудольфа Нуреева в Татарстан носит имя выдающегося танцовщика. На протяжении многих лет смотр дает возможность казанской публике попасть на спектакли с участием суперзвезд балета. В разные годы сюда приезжали Ульяна Лопаткина, Юлия Махалина, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и Наталья Осипова. В этом сезоне основными точками притяжения традиционно стали гастроли московских и петербургских солистов, прим и премьеров, которые вышли в классических спектаклях.

Программу фестиваля составляли хиты золотого балетного фонда, в том числе «Жизель», «Баядерка» и «Дон Кихот». Одним из основных событий стал показ национального спектакля «Золотая орда». Двухактное сочинение, созданное в духе лучших образцов драмбалета, рассказывает о трагической любви на фоне завоевательских войн Тамерлана. В партии татарского Ромео вышел премьер Олег Ивенко, в роли его возлюбленной — прима Аманда Гомес. Музыкальная и артистичная пара органично соединила технику с детализированным исполнением характеров: пластичному Ивенко удалось наделить смыслом каждый жест, а эмоциональной бразильянке Аманде — наполнить свою партию женственностью, которая существует в законном противопоставлении с маскулинной тональностью балета или дьявольской пластикой Алессандро Каггеджи в роли Визиря.

Незапланированно появилось в афише фестиваля имя Ксении Шевцовой: прима МАМТа вышла в образе Жизели — в дуэте с премьером Большого театра Семеном Чудиным. Свою интерпретацию, по-особенному витальную в первом акте и тонко органичную во втором, балерина складывала во время репетиций с экс-худруком МАМТа Лораном Илером. Не копируя легендарных исполнительниц, а переосмысливая их опыт и работая с собственной индивидуальностью, Ксения Шевцова создала свой наполненный образ, что прозвучало в сцене сумасшествия, серьезно изученной драматически и даже не намекающей на декоративную мимическую игру. При этом прима не пренебрегает в спектакле идеальными port de bras, отточенными tours pique, прыжками и даже усложняет партию. Так, во втором акте она два раза повторяет pas de bourree спиной, растворяясь в кулисах, подчеркивая ускользающий характер Жизели-виллисы. Такой яркой работе с ролью уступал образ Альберта-Чудина, державшегося отстраненно и, скорее, формально, хотя и демонстрировавшего идеальную работу стоп и мастерство уверенного партнера.

Казань увидела целый десант из Большого театра. Принять участие в спектакле «Дон Кихот» прибыли юные прима Елизавета Кокорева и солист Алексей Путинцев. Четкий и бравурный дуэт явил техническое мастерство со всеми положенными элементами в комплекте, выполненными на сто процентов, будет интересно за ним наблюдать в течение ближайших лет — следить за артистическим ростом.

В спектакле «Анюта» вышла Мария Виноградова: звезда Большого добавила московского лоска и внутренней силы в партию застенчивой и обаятельной чеховской барышни. За мужской состав в постановке Владимира Васильева отвечали Владислав Лантратов (Студент) и Денис Савин (Петр Леонтьевич), очень погруженные каждый в свой образ (пусть даже для возможностей и широты диапазона премьера Лантратова это небольшая партия). В роли же Модеста Алексеевича появился уморительно смешной и точный в своей чертовщине Игорь Цвирко. Довершили стиль балета артисты казанской труппы, прекрасный вкус продемонстрировали премьер Артем Белов в аристократичной партии Его сиятельства и Александра Елагина. Первая солистка вышла на сцену совсем ненадолго в образе Студентки, что не помешало ей найти необходимую лирическую манеру исполнения.

Нуриевский фестиваль каждый год становится для труппы настоящим вызовом: три недели в театре практически нон-стоп идут только балетные постановки, что отличается от обычной рабочей жизни, когда танец идет в очередь с оперой. В полную силу компания доказала свой статус классической труппы в спектакле «Баядерка»: картину теней исполнили блестяще, технически и музыкально. Образы Вечности и Красоты в наполненных вдумчивым смыслом арабесках были настолько самодостаточны, что даже не требовали никакого сценографического оформления загадочного леса — так, как это решено в казанской версии, — а стремились к внутреннему и внешнему минимализму.

Открытием фестиваля стала солистка Михайловского театра Анастасия Смирнова в партии Гамзатти. В Петербурге образ страстной и волевой дочери раджи ученица легендарной Людмилы Валентиновны Ковалевой исполняет в версии Начо Дуато. В Казани же она смогла реализовать свой актерский и технический потенциал в более классическом варианте спектакля Петипа. В возрасте 21 года балерина не только блистательно демонстрирует вагановскую выучку и виртуозность, но и умение выстраивать театральный образ. Последнее можно отнести в том числе к ее большой работе с Дарьей Павленко на протяжении почти всего сезона 2022/23. Владение собой и техникой ни в чем не уступало Анжелине Воронцовой: прима Михайловского редко выходит в роли Никии и здесь погрузилась в партию влюбленной баядерки с удовольствием и нежностью.

Как и всегда, в рамках фестиваля проходила параллельная программа, частью которой стал круглый стол, посвященный балету в Казани. Гостей смотра принял Казанский институт культуры, где не так давно свое 50-летие отметила кафедра хореографии. Среди десяти участников были художественный руководитель балета Театра имени Мусы Джалиля Владимир Яковлев, директор Казанского хореографического училища Татьяна Шахнина, главный редактор журнала «Большой балет» Сергей Коробков, историк балета Ольга Розанова, балетный критик Александр Максов и руководитель кабинета музыкальных театров СТД Ольга Кораблина. Основные вопросы посвятили Нуриевскому фестивалю, его месту на карте классического балета страны в контексте академических смотров России. Отдельный диалог посвятили современному танцу, который развивается в Казани на независимых площадках и в рамках фестиваля Stage Platforma, основанного премьером Олегом Ивенко. В завершение круглого стола гостям презентовали весенний номер журнала «Казань», посвященный балету. Внутри — материалы о Рудольфе Нуриеве, в том числе о загадках начертания его фамилии, о легендарной для татарского балета звезде Нинель Юлтыевой, мастерах и современных артистах, закулисье и национальных балетах.

Важным событием балетного мая в Казани в этом году стали двухдневные гастроли Большого театра Беларуси. Труппа под руководством главного балетмейстера Игоря Колба показала драмбалет «Анна Каренина» в постановке Ольги Костель. Спектакль по своему напряжению и стилистике схож с работами Валентина Елизарьева и Бориса Эйфмана. Нарочитую прямолинейность любовных эпизодов или почти пасторальные дуэты Кити и Левина, обнаженную внутреннюю трагедию главной героини и беспощадную сущность общества хореограф изрядно сдобрила по-акробатически сложными поддержками и конструкциями и дополнила философскими толстовскими вопросами, безупречно отыгранными солистками Людмилой Хитровой и Мариной Вежновец, в разные дни исполнявшими роль Анны Карениной.

Финалом Нуриевского фестиваля стал гала-концерт. Первый акт худрук Владимир Яковлев отдал современной хореографии, второй — классике. Принять участие в закрытии смотра приехали среди прочих Семен Чудин (Большой театр), Игорь Цвирко (Большой театр), Артемий Беляков (Большой театр), Дарья Хохлова (Большой театр), Денис Дмитриев (МАМТ), Эрика Микиртичева (МАМТ), Иван Михалев (МАМТ), Наталья Сомова (МАМТ), Бахтияр Адамжан («Астана-Опера») и Александр Могилев.

В этом году театр не выпустил большой премьеры, но в качестве основного события гала стоит назвать новинку: к юбилею Сергея Рахманинова яркий солист труппы Алессандро Каггеджи поставил одноактный балет «Сюита Рахманинова». Работа итало-британского танцовщика стала частью своеобразного блока «К 150-летию Рахманинова», в который вошел также номер Асафа Мессерера «Вешние воды» в лучезарном исполнении Аманды Гомес и Михаила Тимаева.

Неоклассическая романтическая сюита Каггедджи поставлена по всем правилам бессюжетного балета. Четкая танцевальная драматургия послужила основой структуры из сменяющих друг друга дуэтов, трио, соло и массовых сцен. Меланхоличное безвременье подчеркнули черно-белые костюмы от солистки труппы Маны Кувабары. Легкий шифон, струящиеся короткие балетные юбки, свободные рубашки — ничто не отвлекало от пианистической красоты музыки в исполнении Евгения Михайлова и гармонии льющегося по нотам Рахманинова искусно сочиненного танца, лишенного однообразных связок и конструкций, стремящегося к сложносочиненному тексту.

Еще одну дату не мог пропустить фестиваль — 120-летие со дня рождения Арама Хачатуряна. В честь композитора во втором отделении показали сцену из балета «Гаянэ». В первый вечер закрытия в ней приняли участие Аманда Гомес, Вагнер Карвальо и Олег Ивенко, которым пришлось лихо справляться с вихревыми темпами дирижера из Армении Карена Дургаряна, не поскупившегося подчеркнуть фейерверком концовку концерта — Grand pas из балета «Дон Кихот». Великолепный финал под брызги шампанского.