КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Балет Владимира Васильева по "Реквиему" Моцарта поставили на казанской сцене

Балет Владимира Васильева по "Реквиему" Моцарта поставили на казанской сцене

11 ОКТЯБРЯ 2022

Спектакль "И воссияет вечный свет" на музыку "Реквиема" Моцарта был поставлен выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым в год его 80-летия специально для сцены Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Этой постановкой, где на сцену в главной роли выходит сам Владимир Васильев, татарский театр и открыл свой новый сезон.

 Спектакль Владимира Ваисльева - удивительный, мультижанровый, в котором все участники действа проживают музыку в движении - и хор (хормейстер - Любовь Дразнина), и кордебалет, и четыре певца-солиста, и пять пар солистов-танцовщиков, и даже дирижер (Ренат Салаватов) и оркестр, на кульминации поднятый из оркестровой ямы. Его игра воспринималась в общем контексте как танец.

Секрет такого эффекта прост - Владимир Васильев идет от музыки. Он ее не только слышит, но видит и пропускает через тело, поэтому все компоненты в спектакле глубоко органичны: "поющие" тела, видеоряд, представляющий картины Васильева, стихи - все существует в пространстве и континууме музыки и еще более усиливает воздействие музыки Моцарта. А певцы - Гульнора Гатина, Екатерина Сергеева (Мариинский театр), Илья Селиванов (Большой театр), Евгений Ставинский ("Новая Опера", Москва) в эстетике постановки напоминают то лики с икон, то влюбленных, то ангелов.

Главный герой - Владимир Васильев, читает свои стихи и является своего рода дирижером действия, в некоторые моменты действительно выполняя роль маэстро. И удивительным образом в его стати и достаточно скупых движениях чувствовались свойства его танца - легендарная полетность и тело, "звучащее" как музыкальный инструмент. Как сказал танцовщик - "в любой позе и движении должна быть бесконечность".

Эту перспективу бесконечности задает Васильев и в драматургии, поставив в финале, после Реквиема "Аллилуйю" Моцарта (с участием всех музыкантов, включая джазовых), оставляя заключительным аккордом не скорбь по ушедшему, а благодарность за жизнь и любовь, надежду и путь к свету.

И еще одним смысловым акцентом его спектакля становится в итоге последний стих: "Не дай Бог мне задуматься: "быть иль не быть", надо жить, остальное - приложится".

Новый сезон пройдет под знаком памяти Федора Шаляпина, 150-летие которого будет отмечаться в 2023 году. По словам директора театра Рауфаля Мухаметзянова, в рамках традиционного фестиваля имени Шаляпина состоится премьера "Севильского цирюльника" (совместно с венецианским театром Ла Фениче), Мариинский театр привезет "Хованщину" в легендарной постановке Федора Федоровского, вместе с Большим театром готовится гала-концерт. А балетный фестиваль Рудольфа Нуриева откроется мировой премьерой балета Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса, героем которого станет выдающаяся личность с удивительной судьбой - Никита Бичурин, иеромонах и ученый-востоковед начала XIX века.

Владимир Васильев, народный артист СССР:

- Это спектакль о художнике, который оглядывается на свою жизнь, а в жизни каждого много разного, отчаяние, радость, разочарования. Но чтобы творец ни делал - это он сам: как он слышит, чувствует. И я понял, что спектакль надо делать о себе. Поэтому появились мои стихи и картины. И надо было соединить все вместе так, чтобы ни один компонент без другого просто существовать не мог.

Спектакль имеет большее воздействие, чем просто исполнение по нотам, и хотелось достучаться, дотронуться до зрителей. Я никогда не думал, как определить этот жанр. Для меня основа - музыка, я ее вижу, именно вижу, и от этого все идет. А картины я слышу. Стихи ко мне приходят - как реакция иммунитета, в ответ на страдания, переживания. Когда мне хорошо, я просто наслаждаюсь тем, что есть. А рисую я постоянно. Без этого не представляю жизни. Я всегда занимался многими вещами, мне мало будет стихов, буду писать прозу, не будет прозы - буду заниматься чем-то другим. Но чем бы ни занимался - надо любить, без любви ничего не сделаешь в этой жизни.